То самое место
Каменный выступ Язык Тролля на горе Скьеггедаль, расположенной вблизи города Одда в Норвегии, приобрел невероятную популярность. С него открывается потрясающий вид на озеро Рингедалсватн.
С 2009 по 2014-й число посетителей выступа выросло с 500 до 40 тыс. человек в год. Причина такой известности местной достопримечательности — публикации фото в инстаграме. Каждый турист желает запечатлеть себя на фоне теперь уже знаменитого озера.
«Язык тролля» на горе Скьеггедаль
Gerhard Kraus/Imagebroker/Global Look PressВ 2016 году у инстаграма было больше 500 млн активных пользователей, которые публиковали в среднем 80 млн фотографий в день. То есть в среднем в каждом аккаунте выкладывается 4,8 фотографии в месяц. В путешествиях эта цифра увеличивается в разы. И подобные публикации влияют на мнение подписчиков об их следующей туристической поездке.
Лайкнуть в реальности
У способности инстаграма влиять на туризм есть примеры. В 2015 году агентство по туризму небольшого города Ванака в Новой Зеландии пригласило пожить популярных пользователей соцсетей с одним условием — делать публикации о своих приключениях в городе. Такой подход позволил обеспечить самый быстрый рост туристической активности во всей Новой Зеландии — показатели выросли на 14%.
Хорошие показатели инстаграм показывает и при сравнении с конкурентами. В нем пользователи в 10 раз больше взаимодействуют с публикациями, чем в фейсбуке. Считается, что именно поэтому в США аккаунт в инстаграме в 2016-м имели около половины всех брендов, в этом году показатели выросли и приближаются к отметке в 70%.
Село Акароа на полуострове Банкс в Новой Зеландии
Kai Schworer/Picture alliance/Global Look PressФотограф Крис Буркард, ведущий популярный аккаунт в инстаграме, считает, что сейчас человек «находится меньше чем в 10 кликах от увиденного изображения в инстаграме до покупки билета». По словам Буркарда, он встречал людей, которые посещали места из-за его фотографий. «Я не пытаюсь уйти в самолюбование… Такого не было 10 лет назад», — пояснил он.
Фотограф Кори Арнольд отмечает, что у людей «есть желание уйти в эти места, сделать что-то настоящее, потому что сейчас все уткнулись в свои телефоны». По его мнению, «вдохновение для путешествий» люди берут именно из инстаграма.
По ту сторону снимка
Однако популярность мест имеет и негативные стороны. Так, в августе 2016 года в Китае открылся самый высокий и длинный мост из стекла, который висел над каньоном Чжанцзяцзе в одноименном национальном парке. Тысячи туристов ринулись на сооружение, чтобы запечатлеть красоту парка. Однако всего через 13 дней мост закрыли — сооружение банально не могло вместить и выдержать всех желающих.
Стеклянный мост над каньоном Чжанцзяцзе в одноименной провинции Китая
Long Hongtao/Global Look PressТуристы пытаются повторить знаменитые снимки фотографов, забывая о мерах безопасности. В 2015 году 24-летняя австралийская студентка оступилась и разбилась насмерть, пытаясь сделать «тот самый» снимок озера Рингедалсватн. В 2014-ом супруги из Польши перешли через защитные перекрытия на территории мыса Рока в Португалии — самого западного мыса Евразийского континента. При попытке сделать селфи они также упали с высоты и разбились.
Разрушительная сила
Ущелье Онеонта в американском штате Орегон еще недавно было местом развлечений местных жителей да сотрудников лесного хозяйства с учеными-ботаниками. Но стоило фотографиям места попасть в инстаграм и в списки сайтов о путешествиях — туристы буквально заполонили ущелье.
Сотрудники парка говорят, что посетители уже нанесли непоправимый вред растительности, а вода все больше загрязняется, что может привести к гибели рыбы.
В другом орегонском парке посетители разрушили скальную структуру под названием «Утконос», которая также была очень популярна в инстаграме. По словам фотографа Зака Урнесса, эта трагедия расстроила всех, кроме служителей парка: при попытке сфотографироваться на этой скале регулярно погибали туристы.
Наш с тобой секрет
Чтобы туризм не приводил к смертельно опасным ситуациям, людей призывают внимательнее путешествовать и не пытаться лишний раз рисковать в погоне за снимком. Фотограф Буркард считает, что туристам лучше пытаться не повторять за профессиональным фотографом, а показать свое видение места, запечатлеть его по-новому.
«Многими людьми до сих пор движут очень эгоистичные мотивы. Они хотят показать, что ведут какое-то подобие идеальной жизни, что на самом деле довольно глупо. Я думаю, что гораздо веселее все делать по-настоящему», — объясняет фотограф Трей Рэтклифф.
Буркард вообще не против такой популярности ранее незаметных мест, так как видит в этом возможность обратить внимание людей на проблемы окружающей среды, важность ее сохранения в будущем.
Горячие источники в заповеднике на территории китайской провинции Гирин
Wang Haofei/Xinhua/ZUMAPRESS.com/Global Look PressПри этом Буркард призывает туристов исследовать и другие места, которые «еще не открыты» пользователями инстаграма. Все-таки основывать все свои поездки только на фотографиях других пользователей ему кажется недостаточным, ведь традиционный подход к туристической поездке — это именно открытие нового для себя, а не уже увиденного на экране смартфона.
Некоторые туристы в США уже начали использовать хештеги #nogeotags и #secretplaces и отключать геотеги. Так они призывают пользователей сохранять любимые места в секрете, чтобы толпы людей не испортили красоту природных достопримечательностей.