Бурлящий котел
Ситуация в американском городе Шарлотсвилле, произошедшая 12 августа, когда акция ультраправых при вмешательстве антифа (движения против фашистов) и бездействии полиции превратилась в настоящее побоище, до сих пор отзывается эхом не только во внутренней политике США, но и в Кремниевой долине.
Не успела затихнуть история об инженере Google Джеймсе Дейморе, уволенном за манифест, в котором он объяснил наличие гендерного разрыва в сфере IT биологическими различиями между мужчинами и женщинами, как уже эта история стала первой на повестке дня техноиндустрии США.
Компании тут же бросились на защиту своего имиджа и неистово осудили действия ультраправых. Единственная погибшая среди участников акции — 32-летняя Хизер Хейер — выступала на стороне антифа и умерла при наезде водителя автомобиля на толпу протестующих. При этом известно, что подозреваемый — 20-летний Джеймс Филдс — придерживался ультраправых взглядов и поддерживал президента Дональда Трампа.
Оправданная цензура
Сайт американских неонацистов The Daily Stormer справедливо попал под руку. Обругав Хейер в одном из своих текстов, сайт тут же оказался в центре внимания. Его домен отказался продолжать поддерживать хостер GoDaddy, объясняя это нарушением правил сервиса. После же Google заблокировала их YouTube-канал.
Сайт ненадолго переехал в рунет, но и в российских просторах тут же был заблокирован.
В настоящее время он находится в даркнете, «темной» территории интернета, где распространена незаконная деятельность и продажа запрещенных предметов, вроде наркотиков или оружия.
Вероятно, можно было попытаться найти компромиссный вариант, а не идти на крайние меры, которые лишь маргинализуют эту группу, делая ее более опасной.
Однако, как поясняет International Business Times, компании технологического сектора уже давно подвергаются критике за то, что их платформы используются террористами и экстремистами для связи, распространения пропаганды и вербовки, а также распространения контента с оскорблениями. Скорее всего, именно поэтому текущая реакция оказалась такой сильной и стремительной, что затронула не только и не столько сайт неонацистов.
«Есть только одна сторона»
Главы крупнейших IT-компаний недолго ждали и начали не только выпускать заявления, но и продолжать агрессивно отвечать ультраправым и их сторонникам. И если в случае с сайтом неонацистов это еще было оправдано, то многие другие действия напоминают скорее цензуру, чем защиту.
Так, Apple начала убирать поддержку сервиса Apple Pay на некоторых сайтах, продающих атрибутику нацистской тематики. Представитель компании объяснил такое решение тем, что в документах Apple указано о возможности не включать свои сервисы для сайтов, «пропагандирующих ненависть, насилие или нетерпимость».
CloudFlare пошел дальше, отключив у уже упомянутого The Daily Stormer систему защиты от DDoS-атак, оставив его уязвимым для киберагрессии. Компания пояснила, что «больше не может оставаться нейтральной», так как неонацисты с сайта утверждали, что в компании тайно поддерживают их взгляды.
Приложение Discord, известное так же, как «Skype для геймеров», закрыло крупный сервер альтернативных правых и заблокировало несколько крупных аккаунтов сторонников этих взглядов. Опять же компания прямо сказала, что осуждает неонацизм и «не приветствует» у себя людей с подобными взглядами.
Главная соцсеть планеты Земля Facebook тоже не могла остаться в стороне. Ее руководитель Марк Цукерберг через несколько дней после событий в Шарлотсвилле написал, что «в нашем сообществе нет места ненависти».
Он также удивился тому, что «все еще нужно говорить о том, что неонацисты и белые расисты неправы».
Компания, как и многие другие, заблокировала несколько аккаунтов сторонников ультраправых взглядов в фейсбуке и инстаграме.
GoFundMe запретила организовывать любые кампании по сбору средств в честь Джеймса Филдса — водителя, который въехал на автомобиле в протестующих. В пресс-службе компании подчеркнули, что они продолжат блокировать подобные акции в их сервисе и в будущем.
PayPal заблокировал аккаунты некоторых ультраправых после шквала критики в свой адрес за то, что сервис использовался для сбора средств и этих групп.
Spotify удалил из своей библиотеки группы, которые посчитал поклонниками белых расистов, исполняющих «музыку ненависти». Twitter, известный своими регулярными блокировками по обвинению в нетерпимости и агрессии, теперь начал блокировать и аккаунты, которые связаны с The Daily Stormer.
Не все так однозначно
Тем не менее были сообщения и об агрессивных действиях со стороны противников ультраправых. Так, телеканал NBC News сообщил о регулярных агрессивных стычках антифа со сторонниками президента США Дональда Трампа после его избрания. Одним из самых кровавых побоищ стала стычка в Беркли, штат Калифорния, в апреле этого года. Столкновения начались после того, как члены движения антифа организовали акцию протеста в ответ на марш в честь Дня патриота.
Издание The Daily Caller опубликовало призывы сторонников левых взглядов после трагедии в Шарлотсвилле продолжать агрессивные действия в отношении правых групп, которых они именуют нацистами без каких-либо разделений на группы и течения. На самой акции в Шарлотсвилле участники со стороны антифа скандировали, что нужно «бить нацистов по лицу».
Однако в большинстве американских СМИ тема Шарлотсвилля зачастую рассматривалась со стороны того, что виновна лишь одна сторона — ультраправые, причем их именовали не иначе как неонацисты и фашисты.
Это несмотря на то, что изначально акция правых в Шарлотсвилле под названием «Объедини правых» (Unite the Right) проходила на законных основаниях по разрешению суда и не предусматривала агрессии по отношению к кому-либо. Стычки начались только тогда, когда на место проведения акции пришли сторонники антифа.
Все дело в Трампе
Интересно и то, какой именно термин употребляется по отношению к группам сторонников правых взглядов. Встречается как «ультраправые», так и «альтернативные правые». И если в первую группу по классификации вносят фашизм и нацизм, в том числе новые течения, то второй термин до сих пор не имеет четкого определения.
В большинстве случаев альтернативных правых также связывают с самыми радикальными движениями. Тем не менее это не совсем корректно — термин объединяет в себе множество групп и течений, которые зачастую вступают в противоречие между собой. Многие альтернативные правые осудили насилие со стороны участников акции в Шарлотсвилле.
По животрепещущему поводу выступил и президент США Дональд Трамп. Именно он стал основным катализатором все новых заявлений и действий IT-компаний. Во многом их действия были продиктованы осуждением американского лидера за отказ согласиться с мнением американских медиа о виновности «одной стороны» — ультраправых — в произошедшем.