Министерство связи и массовых коммуникаций России разработало и представило на общественное обсуждение проект приказа, в котором говорится о том, какие данные пользователей должны передавать в ФСБ интернет-сервисы во время проведения оперативно-разыскных мероприятий. Документ опубликован на официальном портале проектов федеральных нормативных актов России.
Требования касаются социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», сервисов «Яндекс», Rambler&Co, Telegram и Snapchat. Так, по запросу ФСБ сервисы должны будут предоставлять логин пользователя, его настоящее имя, паспортные данные, адрес проживания, прописку, IP-адрес, номер телефона и другие данные, сообщает ФАН.
28 июня 2017 года создатель Telegram Павел Дуров заявил, что он готов внести свой мессенджер в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) Роскомнадзора, если это не повлечет за собой предоставление доступа к личной переписке пользователей.
«Глава Роскомнадзора открестился от желания получить доступ к личной переписке пользователей Telegram и заявил, что все, чего он ждет от нас для выполнения закона, — это предоставление информации о компании Telegram», — указал Дуров, заявляя, что в таком случае у него нет возражений против регистрации Telegram Messenger LLP в списке ОРИ.
Дуров также обратил внимание подписчиков, что пять идентификаторов, которые потребовал от него глава Роскомнадзора Александр Жаров, находятся в открытых источниках и доступны всем желающим.
Однако он отметил, что не собирается выполнять «антиконституционный и нереализуемый технически» закон Яровой, как и другие законодательные инициативы, противоречащие защите частной жизни.
Напомним, закон Яровой устанавливает требования к хранению личных данных пользователей и обязывает мобильных операторов и провайдеров хранить на своих серверах информацию о фактах передачи сообщений в течение одного года.
Кроме того, если сервис поддерживает шифрование данных, компания по запросу ФСБ обязана предоставить ключи для расшифровки.
Также, Дуров заявил, что готов идти на сотрудничество с российским регулятором в том же объеме, что и в других странах мира, то есть совместно удалять материалы, содержащие материалы с пропагандой терроризма, наркотиков, насилия, а также пресекать спам-рассылки.
«Не могу прогнозировать, как данное заявление повлияет на позицию регулятора, но уверен в одном: если Telegram действительно будет заблокирован на территории России, то это произойдет отнюдь не потому, что мы отказались предоставить данные о нашей компании», — заключил Дуров.
Жаров почти сразу отреагировал на публикацию Дурова, рассказав, что Роскомнадзор внесет Telegram в реестр, если предоставленных данных будет достаточно.
«Очевидно, что в данном случае мы бюрократией заниматься не будем. И если идентификаторы все, то мы внесем его в реестр организаторов распространения информации», — сообщил глава Роскомнадзора.
Двум днями ранее ФСБ заявила об использовании мессенджера Telegram террористами при подготовке теракта в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года.
«В ходе оперативного сопровождения расследования теракта 3 апреля этого года в метрополитене Санкт-Петербурга ФСБ России получена достоверная информация об использовании террористом-смертником, его пособниками и зарубежным куратором мессенджера Telegram для сокрытия своих преступных замыслов на всех стадиях организации и подготовки террористического акта», — сообщал Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России.
Ведомство указывало на то, что Telegram «наиболее активно» используется в различных террористических организациях, так как мессенджер предусматривает возможность создания секретных чатов с высоким уровнем шифрования.
Дуров прокомментировал и эту информацию — он указал, что, что блокировка мессенджера никак не поможет борьбе с террористами и наркодилерами, так как они просто будут пользоваться другими сервисами с применением VPN.
«Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет», — заключил Дуров.