Боты в социальных сетях уже стали обыденным инструментом в современной политической борьбе. Ученые из Оксфорда подсчитали, что около одной трети всего контента в поддержку Дональда Трампа в твиттере было создано специальными ботами, которые обеспечили ему большую популярность и предположительно помогли выиграть президентские выборы.
Согласно недавнему исследованию, после победы кандидата «трамповские боты» не ушли на покой, а продолжили свою деятельность — эти же самые аккаунты были использованы, чтобы дискредитировать Эммануэля Макрона.
С Макроном не вышло
Академик Эмилио Феррара из Университета Южной Калифорнии в своей новой работе указывает на то, что большая часть ботов, ранее восхвалявших Трампа, переквалифицировалась в ботов кампании MacronLeaks (рус. «утечки Макрона»). Они распространяли электронные письма со взломанного адреса Макрона, чтобы подорвать его влияние на президентских выборах во Франции.
В рамках французских президентских выборов успешный финансист Эммануэль Макрон столкнулся в противостоянии с ультраправым лидером партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. За сутки до выборов в сеть слили письма с электронных ящиков движения Макрона «Вперед!», обнародовав их на имиджборде 4chan.
Впоследствии эти документы были распространены по всему интернету с помощью автоматизированных ботов.
Комиссия по контролю за проведением кампаний в рамках выборов призвала СМИ не тиражировать эту информацию.
«Председатель комиссии обращает внимание средств массовой информации на то чувство ответственности, которое они должны продемонстрировать, поскольку в опасности находятся свободное выражение голосов избирателей и подлинность голосования. Таким образом, он требует от средств массовой информации и, в частности, от их интернет-сайтов не сообщать о содержании этих данных, напоминая, что распространение ложной информации может преследоваться по закону», — говорилось в сообщении комиссии.
Феррара собрал 17 млн твитов, касающихся президентской кампании, в период с 27 апреля по 7 мая и создал простой алгоритм с машинным обучением для анализа и распознавания ботов. Из 100 тыс. человек, обсуждавших MacronLeaks в твиттере, около 18 тыс. оказались ботами. Согласно исследованию, некоторые из них были созданы в преддверии выборов в США в 2016 году.
Эксперт заявил, что эти боты перешли на французский язык, но содержание сообщений осталось в ультраправой тональности.
Доказательство использования одних и тех же аккаунтов в обоих случаях позволило Ферраре
предположить наличие «черного рынка» с политическими ботами правого толка, которые могут находиться в спячке и терпеливо ждать своего часа, когда потребуется поддержать или, наоборот, «потопить» того или иного кандидата.
В телефонном разговоре с порталом Motherboard Феррара заявил, что в историях с Трампом и Макроном слишком много совпадений. Он также считает, что существуют специальные площадки, на которых «организации с достаточным количеством средств могут купить такой ботнет».
Британский ученый Бен Ниммо, который также заподозрил использование ботов в ночь перед выборами во Франции, согласен со своим коллегой в связи двух ботнетов. Однако он не уверен, что за этой кампанией стоит коммерческий по натуре «черный рынок», — возможно, продвижение Трампа и дискредитация Макрона осуществляются человеком или группой людей по сугубо идеологическим причинам.
В отличие от американских выборов, на этот раз ботам не удалось одержать победу — Макрон все равно опередил Ле Пен и занял пост президента Франции. Это свидетельствует о том, что либо избиратели уже привыкли к утечкам и сдержанно на них реагируют, либо люди начали настороженно относиться к тому, что публикуется в интернете и СМИ, опасаясь так называемых фейковых новостей.
Кроме того, Феррара полагает, что в случае с Макроном боты могли не справиться с миссией, так как аудиторию этих автоматизированных аккаунтов составляли в основном американцы, а не жители Франции.
Выборы выигрывают боты
Во время президентских выборов в США в 2016 году группа ученых из Оксфорда также проанализировала твиты в поддержку Трампа, размещенные в ходе сентябрьских дебатов.
Руководитель группы Филипп Ховард, занимающийся «вычислительной пропагандой», заявил, что нет точных данных, кто создает ботов — члены избирательной кампании, сторонники или сами кандидаты, но верить сообщениям от них однозначно нельзя.
«Политики используют ботов, чтобы оказывать влияние на население. Чаще всего это происходит в рамках так называемого поливания грязью оппонента, когда фейковые аккаунты пытаются очернить человека в глазах других», — рассказал Ховард.
По данным исследования, в последнюю неделю перед выборами боты начали активно распространять фейковые новости и твиты в поддержку кандидатов, причем протрамповских сообщений было зафиксировано почти в три раза больше.
Кроме того, количество таких твитов резко упало после избрания Дональда Трампа, что дает основания полагать, что их «выключили» вручную после того, как боты выполнили свою функцию.