Неизлечимое заболевание
В 2012 году канал Glove and Boots опубликовал комедийный скетч, в котором рассказал об угрозе СВВ — «синдроме вертикального видео».
Симптом этого заболевания легко поддается идентификации: больной не может отличить видео от фото и упорно продолжает снимать в портретном режиме.
Горизонтальная ориентация мониторов и телевизоров превращает снятое порочным методом видео в невыразительную полосу посередине экрана, что, по мнению героев ролика о СВВ, выглядит нелепо.
Самое страшное, что
в зону риска попадает каждый пользователь смартфона. Посыл авторов предельно ясен: вертикальная съемка недопустима, а несогласных необходимо призывать к сознательности.
Выбор пользователем подобного формата во многом случаен: интерфейс приложений для смартфонов и эргономика самих устройств подразумевают как раз вертикальное положение гаджета в руке.
Мы слишком привыкли держать телефоны вертикально, и возможность поворота экрана зачастую бывает для нас не только неочевидной, но и неудобной.
Кроме того, времени на раздумья может и не быть, и решающую роль будет играть не формат записи, а лишь скорость съемки. Стихийные бедствия и милые котики диктуют авторам вирусных видео свои условия.
Мобильность решает
На съемку в привычном для пользователя смартфона формате одними из первых стали ориентироваться создатели сервиса Snapchat, который позволяет создавать фото/видео, обозначая лимит времени, в течение которого получатели могли просматривать материал.
Приложение довольно быстро завоевало признание публики: уже в 2014 году на сервере приложения размещалось до 700 млн постов в день, а аккаунты компаний принялись генерировать контент, доступный к прочтению только с экрана смартфона.
Сеть наполнили вертикальные видео с характерными масками, фильтрами и подписями.
Подстроиться под новые реалии пришлось и СМИ, которые сотрудничают со Snapchat в рамках раздела Discovery. Контент от таких известных медиапроектов, как Vice, Mashable, CNN, представлен в приложении исключительно в портретной ориентации. Это касается и видео.
Рост потребления информации с мобильных устройств неуклонно растет, что подтверждают как отечественные, так и зарубежные исследования. Следовательно, адаптивная верстка сайтов становится уже не пожеланием, а жестким условием для выживания проектов. Так или иначе, но спорить с трендом mobile first все труднее.
Есть и другая тенденция, которая захватила просторы интернета: все больше контента поступает в видеоформате.
Брендированные ролики с вирусной составляющей нативно вливаются в новостные ленты социальных сетей, аккаунт-менеджеры экспериментируют с формами и подачей, анализируют метрики.
Вертикальные видео, как фиксирует Adweek, показывают небывалые показатели вовлеченности аудитории, втрое опережая своих квадратных собратьев.
О том, что рекламщикам приходится подстраиваться под владельцев смартфонов, создавая ролики в портретной ориентации, говорил и директор по мобильной рекламе IMHO vi Евгений Стрекаловский в рамках RIW. Эксперт полагает, что вертикальная видеореклама станет одним из главных трендов рынка в 2017 году.
Не тренд, а искусство
В 2015 году Snapchat выпустил собственный комедийный веб-сериал Literally Can't Even («Буквально не могу даже»), полностью снятый в портретной ориентации.
Попытка запустить ряд самоуничтожающихся скетчей была прохладно воспринята критиками, однако создателям удалось преуспеть в другом: они доказали интернет-сообществу, что
в жанре вертикальной съемки есть место не только рекламе и селфи.
На уступки пошел и популярный, как принято считать, у хипстеров видеосервис Vimeo, который еще несколько лет назад разрешил своим пользователям вставлять на сторонние сайты проигрыватель с поддержкой вертикальных роликов. Для сравнения: YouTube предоставляет участникам возможность поделиться в соцсетях и площадках только горизонтальным плеером.
Как зачастую бывает, моду задает индустрия музыки. От чатов влюбленных и костюмированных под стимпанк рокеров до танцев столичных хипстеров, снятых с невообразимых ракурсов.
Есть у фанатов растянутых на весь экран видео и собственный фестиваль под незамысловатым названием Vertical Film Festival.
«Вертикальное кино расцветает вместе с тем, как доступнее становятся новые виды камер, позволяющие снимать и видеть в новой форме.
То, что называют «портретной ориентацией», tall-screen и просто «эй, да ты неправильно снимаешь!», является непривычным нам форматом 9:16»,
— заявляет его директор Адам Себир.
Программа фестиваля в его офлайн-формате тоже довольно разнообразна: комедии, драмы, анимации и документальное кино. На мероприятии зрителям показывают картины на вызывающе большом вертикальном экране, словно иронизируя над привычными кинозалами и обитающими в сети роликами.
Так вертикальное видео стало постепенно захватывать и офлайн.