Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Кризис в интернете — это все равно рост, но медленный»

Экономика российского интернета достигла 2,4% ВВП России


Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила результаты первого этапа исследования экономики российского сегмента сети интернет по итогам 2015 года. «Газета.Ru» побывала на презентации доклада и выделила основные цифры.

Согласно исследованию, рынок контента и сервисов составил 1,3 трлн руб., а объем сегмента электронных платежей — 588 млрд руб.

Аналитики подсчитали, что сумма онлайн-рынка в 2015 году эквивалентна 2,4% ВВП России против 2,2% в 2014 году. С учетом интернет-зависимых сегментов экономики этот показатель равняется и вовсе 19%. В прошлом году это значение составляло 16%.

РАЭК прогнозирует, что в 2016 году объем экономики рунета составит 1,5 трлн руб.

В первую очередь в докладе выделяются четыре основных сегмента электронной коммерции: онлайн-ритейл — 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи — 588 млрд руб. (прирост 23,5%), онлайн-трэвел — 315,3 млрд руб., прочие рынки — 147,20 млрд руб. (прирост 30%). 
Эксперты не обошли стороной рост качества и скорости доставки товаров. Это в докладе объясняется как вложениями в логистику частных игроков, так и усовершенствованием «Почты России».

Сегмент цифрового контента за год увеличился примерно на 13%. Рынок электронных книг достиг 1,61 млрд руб. (прирост 67%), игр — 46,7 млрд (14%), онлайн-музыки — 2,33 млрд (6%), интернет-видео — 3,80 млрд (9%).

Прогнозы развития на 2016 год при этом являются умеренными. РАЭК ожидает рост на 10%.

Рост во время кризиса

Не обошли стороной эксперты и кризис, начавшийся в 2014 году. В целом оценка так называемого кризисного барометра сводится к тому, что экономический спад сказался на онлайн-индустрии мягче, чем на других сферах экономики.

Пятая часть экспертов, которых опросила РАЭК, уверены, что дно экономического кризиса рунета ожидается во втором полугодии 2016 года, а каждый десятый считает, что дно было пройдено еще в 2015 году. 35% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос. Говоря о сроках выхода онлайн-экономики на докризисные темпы, 40% экспертов затрудняются с оценкой.

При этом по результатам подобного опроса в середине 2015 года, восстановление онлайн-экономики треть экспертного сообщества прогнозировала к четвертому кварталу 2017 года и позднее.

По итогам свежего исследования, около 30% респондентов считают 2017 год годом восстановления. Таким образом, стагнация онлайн-экономики будет происходить еще около года.

Еще одним параметром, рассмотренным аналитиками, является индекс влияния кризиса на экономику. В прошлом году респонденты оценивали значимость экономического спада в рунете на отметке 83%. В том случае, если до конца года не произойдет серьезных изменений, РАЭК прогнозирует в 2016 году уровень влияния кризиса на онлайн-сферу в России в 68%.

«Рынок приспособился к кризису и продолжает развиваться, несмотря на внешние факторы», — обратил внимание аналитик РАЭК Алексей Никушин.

Эксперты сходятся на том, что большинство цифровых рынков в 2016 году будут развиваться по консервативному сценарию, выйдя из кризисного. Более негативный прогноз был сформулирован в 2015 году. РАЭК ожидает, что суммарный рост рынков ежегодно составит 10–15% до 2020 года. «Кризис в интернете — это все равно рост, но медленный», — подчеркнул директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Тем не менее отмечается и тревожная тенденция в некоторых сегментах. Если год назад падающих или стагнирующих сегментов рынка было всего два-три и эксперты прогнозировали восстановление в 2015 году, то в настоящее время восстановление не началось, более того, количество «пораженных» сегментов увеличилось.

На самых крупных рынках — коммерции и рекламы — эксперты отмечают абсолютную зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения.


62 мобильных миллиона

Аудитория российской сети, по данным аналитиков, в 2016 году достигла 86 млн человек в возрасте от 12 лет. 70,8 млн — это пользователи, которые выходят в сеть ежедневно, поясняет главный аналитик РАЭК Карен Казарян. 
Около 33 млн пользователей являются абонентами широкополосного доступа. При этом с каждым годом РАЭК все больше внимания акцентирует на мобильном интернете.

«Проникновение смартфонов и приложений уже год не просто сравнимо с проникновением персональных компьютеров: аудитория рунета растет практически лишь за счет мобильных пользователей»,

— отмечает Казарян.

Всего ежемесячно мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.

Исследование свидетельствует о том, что из-за развития мобильных сетей и активного внедрения девайсов пользовательские предпочтения начали претерпевать значительные изменения.

Практически во всех сегментах онлайн-экономики на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка. В отдельных направлениях, таких как услуги или цифровой контент, доля и вовсе достигает 80–90%.

«Мобилизация» влияет и на рынок электронной коммерции. У крупных интернет-площадок доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях — до 70%.

Оценка законов

РАЭК оценила и отношение к законодательным инициативам последнего года. Нейтрально и положительно эксперты оценили 38% решений Госдумы. Для сравнения, в 2013–2014 годах этот показатель равнялся 23%.

Среди отрицательно оцениваемых инициатив наблюдается большое количество заведомо «непроходных», отмечает Казарян. Как правило, они объясняются желанием самопиара отдельно взятых депутатов.

Изменился и характер вносимых депутатами законопроектов. Если в 2013–2014 годах документы непосредственно касались большинства интернет-рынков, то в 2015–2016 годах наметился тренд на регулирование отдельных сегментов: онлайн-кинотеатров, поисковых систем, новостных агрегаторов.

Казарян предполагает, что с этим связано нейтральное или неоднозначное восприятие законодательных инициатив.

«Психологически важно, что игроки интернет-рынка перестали бояться государства. Панические настроения отрасли базировались на вещах, которые не находили отражение в законах», — заявил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

В то же время, как обращает внимание РАЭК,

последние дни работы Госдумы этого созыва отличились «беспрецедентно жесткими мерами по регулированию интернета».

Так аналитики назвали «пакет Яровой», на разработку которого не смогли повлиять даже правительственные эксперты.

Окончательные итоги исследования «Экономика рунета 2015–2016» будут представлены в конце 2016 года. В будущем аналитики собираются подробно изучить влияние на офлайн-рынки.

Что думаешь?
Загрузка