Илон Маск представил публике свое новое творение — самый большой в мире завод по производству аккумуляторных батарей для автомобилей и бытового использования Tesla Gigafactory. Однако строительство фабрики еще не окончено, и произойдет это лишь в 2018 году, однако уже сейчас Маск возлагает огромные надежды на Gigafactory.
На данный момент поставка аккумуляторных батарей для Tesla осуществляется из Азии, однако благодаря Gigafactory их производство должно переместиться в США. По оценкам экспертов, эта фабрика позволит снизить затраты на батареи для автомобилей Tesla на треть.
Без этого завода Маск попросту не смог бы реализовать проект доступного электрокара Tesla Model 3 стоимостью $35 тыс.
Кроме того, поставки из-за рубежа зачастую становились причиной срыва планов по производству автомобилей Tesla. Маск рассказывает, что задержка даже самых малозначительных деталей создает большие проблемы для производства. Он также перечислил некоторые форс-мажорные обстоятельства, которые в разное время оказались причиной задержек в сборке электромобилей Tesla: цунами, шторм с градом, землетрясение, пожар, а также перестрелка на границе США с Мексикой.
«Если работать с поставщиками первого и второго порядка, в работу вовлечены несколько тысяч компаний и процесс продвигается так быстро, насколько медленно работает наименее удачливый и компетентный поставщик», — отмечает Маск. Таким образом Gigafactory позволит избежать всех сложностей с поставками самого важного элемента электрокаров Tesla.
Сейчас завод завершен на 14% и представляет собой лишь несколько достроенных зданий со стальными перекрытиями посреди пустыни близ города Спаркс в Неваде. Однако Маск гарантирует, что по завершении строительства завод будет потрясающим. С высоты птичьего полета Gigafactory будет «выглядеть как бриллиант», а крыша будет сверкать солнечными батареями.
Стоимость Gigafactory составляет $5 млрд, а сама фабрика займет более чем 530 тыс. кв. м площади. Как рассказывает сам Маск, в это пространство можно вместить 107 футбольных полей или 50 млрд хомячков.
Для того чтобы завод был запущен в срок, на стройке работает тысяча человек семь дней в неделю. С целью увеличения сейсмической безопасности стены завода укрепляются огромными красными распорками X-образной формы.
«Эта фабрика представляет собой машину, которая производит другие машины», — рассказал Маск на презентации.
Практически вся работа на Gigafactory будет осуществляться роботами. Когда завод полностью будет готов, ассистировать машинам будут еще 6,5 тыс. работников, которые будут контролировать процесс создания продукции.
Для создания завода были привлечены партнеры Tesla, среди которых компания Panasonic, поставляющая аккумуляторные батареи для электрокаров. Под одной сверкающей крышей будет все необходимое для крупного производства батарей — сырье (например, литий) будет поставляться по железной дороге напрямую на завод. Само собой, Tesla не станет отправлять сотрудников в шахты, но поставщик будет находиться достаточно близко к заводу.
Фабрика будет производить все необходимое, начиная от корпусов батарей и заканчивая элементами питания в сборе для продуктов Tesla.
Кроме того, нахождение всего необходимого в одном месте позволит компании проводить исследования, изучить новые виды химического состава батарей и внедрить новые технологии при производстве. Компании больше не потребуется ждать, когда подобные решения будут приниматься поставщиками.
«Взгляните на цифры. Если вы планируете завладеть большей частью рынка, то вам необходимо контролировать цепочку поставок», — говорит старший партнер фонда Kleiner Perkins Брук Портер.
Для Tesla крайне важно то, чтобы завод запустился именно в 2018 году, так как в это время стартуют продажи самой доступной машины в линейке Model, а компании необходимо выйти на полную мощность в полмиллиона электрокаров в год. Для достижения этой цели необходимо увеличить в первую очередь поставку батарей для машин, а также снизить затраты на их производство. С двумя этими проблемами и должен справиться завод Gigafactory.
Когда завод будет полностью закончен, он сможет производить такое количество аккумуляторов, что их хватит на 1,5 млн электрокаров.
К 2020 году, по заверениям Маска, завод сможет произвести больше аккумуляторов, чем было произведено во всем мире в 2013 году. По оценке губернатора штата Невада Брайана Сэндовал, экономическая выгода от строительства завода для штата составит около $100 млрд в течение 20 лет.
Создание этого завода является частью главной идеи Маска Master Plan Part Deux («Генеральный план, часть вторая»). Согласно плану, он хочет создать вертикально интегрированную компанию, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации энергии. Маск планирует перевести на электрическую тягу все транспортные средства, включая автобусы и огромные девятиосные грузовики.
Кроме того, он уверен, что подобные заводы можно было бы построить везде, где есть нужда в батареях, будь то Китай, Европа или Индия. К тому же Tesla купила неподалеку от Gigafactory еще один кусок земли, которого хватит на производство второго подобного завода.