Илон Маск представил альфа-версию проекта суперскоростного наземного транспорта Hyperloop («Гиперпетля») еще в 2013 году. На данный момент идею подхватили две крупные компании — Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop One (бывшая Hyperloop Technologies), — занимающиеся разработкой параллельно.
Hyperloop One первой удалось отрапортовать о готовящемся запуске своей сырой версии будущего продукта. Собственное название компания сменила именно для того, чтобы не было путаницы в названии двух совершенно автономных проектов.
Запуск был назначен на 11 мая и создал вокруг себя неслабую шумиху. Действительно, спустя три года разработок пришло время показать собственным инвесторам и всей общественности, чего удалось добиться на поприще реализации перспективного и смелого проекта.
Тем не менее многих первый тест мог бы разочаровать, хотя на самой тестовой площадке собралась внушительная ликующая толпа.
В ходе испытания прототип транспорта от Hyperloop One смог разогнаться до 187 км/ч за 1,1 секунду, достигнув ускорения в 2,4 g. В общей сложности капсула преодолела чуть более 100 м, после чего начала резкую остановку. По словам главного технического директора Hyperloop One Брогана Бэмброгана, такое ускорение будет ощущаться так же, как и при взлете самолета. Илон Маск, кстати, предполагал, что ускорение в капсулах Hyperloop не будет превышать 1 g и будет гораздо легче восприниматься пассажирами.
Кроме того, сама тестируемая установка была далека от ожидаемых левитирующих капсул, передвигающихся в трубках с разреженным воздухом. Прототип перемещался по самым обыкновенным рельсам, а питание получал через электромагнитные элементы, расположенные под установкой.
Сам Бэмброган остался доволен результатами первого теста. «Прекрасно. Хочу заметить, что все прошло абсолютно так, как и планировалось. Да, это было круто», — заявил главный технический директор компании.
Финальный проект, испытания которого Hyperloop One наметила на конец 2016 года, будет выглядеть гораздо более футуристично. По заветам Илона Маска, «дорогой» для капсул станут специальные трубки, в которых будет откачан воздух, давление будет в 1000 раз меньше атмосферного, а самому транспорту не понадобятся рельсы. И главное — скорость увеличится до 1200 км/ч (примерно 335 м/с). Глава компании Роб Ллойд, присоединившийся к проекту в сентябре 2015 года, отметил, что перевозить грузы с помощью их разработки можно будет уже в 2019 году, а пассажиров — в 2021 году.
«Мы испытываем масштабное быстрое строительство с привлечением роботизированной сварки. Технологии, которые позволят нам приблизиться к идеальному уровню производства. То, что, по ожиданиям людей, будет занимать годы, должно укладываться в кварталы», — резюмировал Ллойд.
Тем не менее Hyperloop One пока не раскрывает некоторые технические детали, например источник питания и окончательный внешний вид. Маск предлагал питать установки за счет солнечных панелей. Сам миллиардер и изобретатель, кстати, является председателем совета директоров компании SolarCity, разрабатывающей солнечные батареи и аккумуляторы для электрокаров.
Однако до официального запуска технологии Маску и Ко придется встретиться с массой трудностей.
Именно поэтому некоторые специалисты смотрят на этот проект скептически. И если технологические трудности, над которыми работают инженеры, — это одна проблема, то бюрократические моменты — совершенно другая. Даже если компании удастся построить полностью функционирующий прототип, ей предстоит получить массу разрешений и подтверждений, в том числе и от природоохранных органов. Есть и другие проблемы.
В Hyperloop не будет плацкарта((((((((((((((((((((((
— Уборщица «Газпрома» (@sikorochka) 12 мая 2016 г.
Тем временем главный конкурент Hyperloop One — Hyperloop Transportation Technologies (HTT) — пока не представил рабочих прототипов. Известно, что в марте компания заключила соглашение с правительством Словакии о том, что она построит участок между Братиславой и Будапештом. Ключевой фигурой HTT является президент SpaceX Гвинн Шотвелл.
Проведенный Hyperloop One тест также поднял вопрос о бизнес-гонке, в которой сами технологии уходят на второй план. Действительно, компания показала, что разработки ведутся успешно, а их транспорт способен за секунду достигать скорости более чем 100 миль в час. Но у этой демонстрации были и вполне корыстные цели, ведь кто первый показывает технологию, тот и получает деньги и славу.