Согласно приказу Министерства спорта, в реестр официально признанных видов спорта вносится «компьютерный спорт». После вступления указа в силу у киберспортсменов появится возможность получить звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России».
Признание киберспорта в России
В 2001 году Россия стала одной из первых стран, признавших соревнования в компьютерных играх официальной спортивной дисциплиной. В 2006 году киберспорт исключили из реестра: для окончательного признания дисциплины официальной было необходимо, чтобы он активно развивался более чем в половине российских субъектов.
Кроме того, за пять лет существования в реестре киберспортсменам так и не удалось обзавестись зарегистрированным общероссийским физкультурно-спортивным объединением.
В этом году соревнования в компьютерных играх явно вышли на профессиональный уровень: Федерация компьютерного спорта (ФКС) России впервые за долгое время объявила о проведении в 2016 году открытых соревнований в рамках Кубка страны по киберспорту.
Победители турнира, финал которого пройдет в октябре, смогут получить призовой фонд в размере 5 млн рублей.
Кроме России киберспорт также популярен в США, Индии, Мексике и Италии.
Что такое киберспорт
Обычно киберспортивные команды состоят из пяти-шести человек, но существуют турниры, в которых игроки сражаются один на один.
Главное требование любой киберспортивной игры — отсутствие случайности, поскольку победа команды должна зависеть исключительно от навыков спортсмена.
Сейчас перечень киберспортивных дисциплин постоянно пополняется новыми играми — среди них MOBA («многопользовательская онлайновая боевая арена»), шутеры, RTS («стратегия в реальном времени»), спортивные симуляторы и другие популярные проекты.
История киберспорта берет свое начало в 1997 году, когда была основана первая киберспортивная лига CPL. Первое время к дисциплинам «компьютерного спорта» относились исключительно шутеры, такие как Quake и Counter-Strike, однако позже этот список расширился вплоть до файтингов и спортивных симуляторов.
Какие игры популярны среди киберспортсменов
DotA 2, LoL, HotS
Требуемыми качествами киберспортивной дисциплины обладают всем известные MOBA-игры. Успех той или другой команды зависит исключительно от навыков всех игроков, и фактор везения и случайности сведены в них к минимуму. К тому же эти игры зрелищны, благодаря чему MOBA собирает невероятное количество зрителей во время основного чемпионата.
Вместе с этим призовые фонды этих игр достигают нескольких миллионов долларов, что способствует постоянному притоку новых игроков в стан киберспортсменов.
Hearthstone
Коллекционная карточная игра от Blizzard, казалось бы, не удовлетворяет главному требованию киберспортивных игр — игрок получает карточки из колоды в случайном порядке.
Но все это не мешает игре быть крайне популярной киберспортивной дисциплиной, потому что от навыков самого игрока, его умения просчитать игру на несколько ходов вперед и зависит успех матча. Помимо этого, Hearthstone легко освоить, поэтому даже новичок сможет с удовольствием следить за матчем и понимать, что происходит.
Counter-Strike: Global Offensive
Киберспорт зарождался на Counter-Strike, и Valve приложила очень много усилий, чтобы даже спустя десятилетие игра продолжала свое существование как лучший киберспортивный шутер. Эта игра не нуждается в представлении, даже под натиском других жанров турниры по CS:GO остаются одними из самых популярных киберспортивных мероприятий.
Mortal Kombat X
Чемпионаты по MKX по праву можно назвать самыми зрелищными из всех. По всему миру проходит множество локальных и глобальных соревнований, которые приковывают большое количество зрителей именно тем, что за игрой интересно наблюдать. Кроме того, исход поединка всегда зависит исключительно от навыка игрока и его возможностей в оценке поля боя.
FIFA
Было бы странно, если компьютерная реализация футбола не стала бы столь же популярной, как и его реальный аналог. При этом FIFA, как и CS, стала киберспортивной дисциплиной в начале XXI века. Сама организация FIFA проводит чемпионат FIFA Interactive World Cup, который проходит с 2004 года и по сей день.
Инвестиции в киберспорт
В октябре 2015 года стало известно, что холдинг российского предпринимателя Алишера Усманова USM Holdings инвестирует около $100 млн в развитие киберспорта.
Средства были направлены ESforce Holding (тогда еще носившей название Virtus.pro Group), которая считается крупнейшим российским сообществом по киберспорту.
Компания родилась из команды Virtus.pro, игравшей в шутер Counter-Strike. Затем игроки стали принимать участие в соревнованиях по Dota 2, Heroes of the Stor, World of Tanks и т.д. В USM пояснили, что цели финансирования заключаются в популяризации киберспорта в России, запуске новых турниров и постройке киберспортивных арен. Если в прошлом году решение Усманова могло удивить, то сейчас становится ясно, что предприниматель раньше других обнаружил новый тренд, который может принести прибыль.
В марте крупнейший китайский онлайн-ритейлер Alibaba также сделал ставку на киберспорт — вместе с сингапурской компанией YuuZoo гигант запустил серию киберспортивных турниров с призовым фондом в несколько миллиардов долларов (к примеру, в CS:GO призовой фонд составил $1,5 млрд).
В Москве уже возводится один из крупнейших в мире киберстадионов: помимо залов для турниров, тренировок и общения с болельщиками здесь же расположатся ресторан и компьютерный клуб на 180 посадочных мест. Ожидается, что арена площадью более чем в 5 тыс. кв. м откроется уже в октябре возле станции «Тимирязевская».
Мифы о киберспортсменах
Одно из самых главных заблуждений о киберспортсменах заключается в том, что многие представляют их как слабых болезненных молодых людей, которые целыми днями просиживают за компьютером и не общаются с внешним миром.
На деле же профессиональный киберспортсмен должен обладать в том числе и достойной физической подготовкой: вместе с командой киберспортсмены наряду с тренировками в компьютерных играх посещают спортзал.
Кроме того, многие спортсмены, которые увлеклись компьютерными играми, часто параллельно играют в футбол или занимаются другими традиционными спортивными дисциплинами.
Стоит также различать геймеров и киберспортсменов — если геймеры играют в игры для развлечения и тратят на свое хобби реальные деньги, то для киберспортсмена игры скорее являются источником заработка. Профессионалы постоянно тренируются, нарабатывают навыки работы в команде и часто воспринимают игровой процесс как нечто рутинное.