При этом связь между длительной игрой в Dota жителя города Учалы и его смертью неочевидна. Подросток сидел дома с травмой ноги, которая, по предварительной версии врачей, могла также стать причиной смерти ребенка. Об этом РИА «Новости» рассказала уполномоченная по правам ребенка в Республике Башкортостан Милана Скоробогатова.
«Родные и друзья погибшего мальчика четко определяют, что никакой игровой зависимости у него не было», — сказала Скоробогатова.
Семья умершего подростка характеризуется как положительная, дети живут в хороших условиях, а сам мальчик хорошо учился в школе. Таким образом, делать какие-либо выводы до результатов судебно-медицинской экспертиз неправильно.
Тем не менее этот случай слишком хорошо укладывается в ряд похожих событий в Азии. В феврале 2011 года от истощения в Пекине скончался 33-летний безработный, который играл на компьютере непрерывно в течение 27 дней. В январе этого года от сердечной недостаточности, вызванной переутомлением, в интернет-кафе тайваньского города Гаосюн умер 32-летний мужчина. В марте 2015 года после 19 часов игры в World of Warcraft в интернет-кафе в возрасте 24 лет скончался житель Шанхая. А 19-летний житель китайского Наньтуна отрубил себе кисть левой руки, чтобы избавиться от игровой зависимости.
Рост подозрительности к компьютерным играм в прошлом вызывали также случаи массовых убийств в школах подростками, которые были их ярыми фанатами. В США самым известным случаем стало убийство 37 человек в школе «Колумбайн» (организация запрещена в России) 20 апреля 1999 года, совершенное двумя старшеклассниками, один из которых увлекался игрой Doom. В России о запрете жестокости в компьютерных играх задумались в 2014 году, после стрельбы в московской школе №263, устроенной старшеклассником.
Еще один случай произошел совсем недавно, в августе этого года. Челябинский 15-летний школьник в ходе спора о том, кто будет играть на компьютере первым, толкнул своего друга, который неудачно упал и получил черепно-мозговую травму, ставшую причиной его смерти.
Насколько сильную роль во всех этих трагедиях сыграли компьютерные игры или то же самое могло произойти в других условиях, неизвестно.
Исследования влияния компьютерных игр на поведение производились неоднократно, однако установить прямую зависимость между играми и ростом уровня агрессии игроков не удалось.
По поводу вреда длительной игры на компьютере мнения ученых расходятся. С одной стороны, обучающие компьютерные игры очень эффективны не только в деле усвоения различных знаний и навыков, но и для получения опыта социального общения и развития эмоциональных навыков, таких как понимание чувств других людей и получение опыта морального выбора в эмоционально нагруженных ситуациях, которые просто невозможно смоделировать в жизни.
Так, например, игра Minecraft и ее обучающие модификации эффективно помогают усваивать школьную программу детям, а онлайновые MMORPG помогают им получить навыки социализации, рыночных отношений, организации деятельности и командной работы.
Совместное исследование ученых Института психического здоровья при университете Дугласа и Монреальского университета также показало, что, вопреки расхожему мнению, у геймеров улучшаются зрительные способности. Видеоигры становятся тренажером для глаз и способны улучшить фокусировку, нарушение которой часто становится причиной ухудшения зрения, и контрастную чувствительность, позволяющую различать детали при плохом освещении.
Исследования также показали, что компьютерные игры могут улучшать координацию движений, способствовать реабилитации после психологических травм и восстановлению после инсульта, а также улучшать функции мозга у пожилых людей.
Тем не менее компьютерные игры в долгосрочном периоде могут оказывать и негативное воздействие на мозг человека. То же исследование показало, что при принятии решений, связанных с ориентированием, геймеры используют отделы мозга, отвечающие за вознаграждение, а не пространственную систему памяти, как большинство людей. Подобные нарушения усиливают риск развития неврологических расстройств, таких как болезнь Альцгеймера.
«Когда мы говорим о негативных последствиях компьютерных игр, то речь идет, скорее, о компьютерной зависимости, — рассказала «Газете.Ru» семейный и детский психолог Светлана Филяева. — Зависимость отличается от увлеченности игрой. При компьютерной зависимости, как и при любой другой, человек начинает большую часть времени проводить за компьютером.
Начинаются признаки социальной изоляции, отсутствие интереса к реальным контактам, физиологические изменения, такие как недостаток сна, плохое питание, отсутствие физической активности, снижение общего тонуса. Игра становится наркотиком», — отмечает эксперт.
Для понимания сути состояния мании психолог приводит в пример Китай, где существует система лагерей для лечения компьютерной зависимости. Родители привозят туда подростков, например, предварительно усыпив. Известны случаи, когда дети перестают не только есть. Один из подростков надевал подгузник, чтобы в течение 12–16 часов не отрываться от игры онлайн.
Ребенок обычно ищет в игре то, что не получает в жизни: успешность, понимающий его мир, суперспособности и признание. Он становится в игре героем. Чтобы избежать этого, родителям нужно обращать внимание на налаживание контакта с ребенком и развитие его интересов.