Денежный вопрос
О том, сколько точно зарабатывают популярные блогеры на YouTube, могут рассказать только сами авторы роликов.
По различным оценкам, PewDiePie зарабатывает в год от $12 млн, а звезда российского сегмента YouTube EeOneGuy получает от $40 тыс. до $60 тыс. в месяц.
При этом звездные блогеры никогда не называют точных цифр, ссылаясь на то, что о чужих деньгах говорить просто неприлично.
Что касается способов заработка, то тут уже все зависит от фантазии автора. В первую очередь, для монетизации роликов есть партнерская программа, которая, как многие отмечают, приносит сущие копейки. Примерные суммы заработка высчитывает сайт SocialBlade, но разброс часто достигает внушительных размеров и не позволяет оценить реальные доходы.
Кроме того, зарабатывать на своем контенте можно и с помощью других способов: продавать «лайки» и комментарии на ролики других каналов, оставлять в описании ссылки на сайты, делать прероллы (короткая реклама в начале ролика) или же выделять целый ролик под рекламу конкретного продукта.
Зачастую прайс на эти услуги находится на страницах блогеров в соцсетях, поэтому выполнить все расчеты и примерно понять заработок можно самостоятельно.
В стримах монетизация происходит совсем по-другому. Прежде всего, получить деньги можно с платной подписки в Twitch. При этом жесткие правила легко устанавливаются и для условно бесплатных подписчиков: зачастую звезды запрещают смотреть записи стримов, переписываться в чате или же наблюдать трансляцию в высоком разрешении.
Благодаря возможности работать с аудиторией в прямом эфире немалую долю от общего заработка имеет донат (добровольное пожертвование) от зрителей.
Но обычная отправка денег не так стимулирует зрителя, как возможность таким образом пообщаться с кумиром. Именно поэтому многие стримеры устанавливают возможность автоматически зачитывать текст сообщения, которое сопровождает донат.
Причем эти сообщения не обязательно должны носить положительный характер. Так, стримерша Карина, о которой недавно говорил весь интернет, установила порог озвучки сообщения в 15–30 руб., что позволяло зрителям за символическую плату оскорбить девушку.
Таким образом, за день ей удавалось получать больше 20 тыс. руб., что за полгода принесло ей более 850 тыс. руб., и все исключительно на ненависти к своей персоне.
Культ личности
Среди нынешних звезд раздела «Игры» на YouTube можно найти разные типажи. Есть и каноничные летсплееры, записывающие сотни серий, посвященных одной игре. Ролики TheBrainDit, Kuplinov Play и BlackSilverUFA больше напоминают многочасовые сериалы, имеющие свой сюжет. Успех таких роликов зависит не столько от подачи или хронометража, сколько от игры. К примеру, двухчасовая запись трансляции популярного онлайн-шутера Overwatch заходит лучше получасовых эпизодов лонгплея независимой RPG Undertale.
Другой тип блогеров представляют EeOneGuy, EugeneSagaz и Frost. Они не так сильно зависят от своего материала, поскольку сами — главное зрелище на своем канале. Ядро их контента — короткометражные ролики (не длиннее 10 минут) с упором на самоличное присутствие в кадре. Параллельно с летсплеями на их каналах выходит немало скетчей, влогов и прочих форматов, связанных не с играми, а с личностью блогера. Характерно, что канал EeOneGuy формально находится в разделе «Юмор», хотя YouTube продает его рекламодателям именно как гейминг-блогера.
Одним из таких видеоблогеров является пользователь под ником Frost. Молодой парень развлекается на камеру и играет в игры для 4,7 млн подписчиков.
«Я не ограничиваю себя рамками и позволяю себе снимать все, что душе угодно», — рассказал Frost «Газете.Ru».
О разнице между многосерийными прохождениями и короткими нарезками блогер говорит, что «интересным может быть и то и другое», но главным остается человек.
Примерно такой же позиции и придерживается Максим Козлов, так же известный под псевдонимом Wycc220: «Я выбираю формат под настроение и отрабатываю только те тайтлы, которые считаю интересными не только для аудитории, но и для себя».
Между тем многие блогеры пытаются поддержать свою популярность не только мастерской игрой.
Создание шоу, а еще лучше скандала позволяет нарастить аудиторию как на дрожжах.
Одним из недавних подобных сенсаций стал мнимый поджог двери во время стрима майнкрафтера Фирамира. Всего за несколько дней сам геймер начал организовывать сбор средств в свою поддержку, записал пару слезных роликов и был разоблачен. Между тем скандал помог увеличить суточное количество подписчиков до 30 тыс.
Культ личности автора подтверждается и статистикой от Google. По данным компании, в решении о покупке почти четверть (24%) зрителей гейминг-видео прислушивается к блогерам. Им доверяют больше, чем киберспортсменам (16%), атлетам, актерам и музыкантам (все по 12%).
В предыдущих сериях
Принято считать, что первый летсплей в привычном виде появился в 2007 году. Модератор известного юмористического форума Something Awful Майкл Сойер, более известный как slowbeef, в порядке эксперимента записал на видео прохождение приключенческой игры 1990 года Immortal. По реакции зрителей стало понятно, что видео — идеальная форма для летсплеев, и к 2008 году на видеохостинге YouTube сформировалась целая волна каналов, посвященных только таким роликам.
Первым популярным российским летсплеером можно назвать Илью Давыдова, более известного под псевдонимом Мэддисон.
Свои ролики он начал выкладывать в 2009 году на сайте RuTube. Несмотря на то что Мэддисон всегда называл себя «обзорщиком», первые его видео по форме больше походили как раз на летсплеи. Записи игрового процесса с импровизированным откликом и кратким резюме в конце не претендовали на глубокий критический анализ.
За Мэддисоном последовала волна «обзорщиков», которые пытались добиться того же успеха. Многие откровенно копировали его агрессивный стиль, нацеленный не столько на рассуждения об игре, сколько на развлечение зрителя.
Между тем в 2012 году в англоязычной части YouTube среди летсплееров объявился бесспорный лидер: на стенах многих страничек в соцсетях появились видеозаписи очень эмоционального шведского парня, играющего в инди-ужастики, вроде Slender: The Eight Pages и Amnesia: The Dark Descent.
В настоящее время PewDiePie является самым популярным видеоблогером в мире — за его жизнью следят 43,5 млн человек. По оценкам Forbes, в среднем он зарабатывает $12 млн.
Вслед за Феликсом в российском сегменте YouTube к 2012 году успели даже появиться свои звезды игрового видео, вроде UselessMouth, GagatunFeed и BenderChat.
Продолжение следует
Уверенные прогнозы смерти летсплеев всех сортов пока не оправдываются, но лонгплеи могут скоро потеснить прямые трансляции.
В последние годы стриминг стал значительной частью гейминг-видео. Главной платформой для геймерских трансляций стал Twitch. По данным ComScore, в прошлом году зритель сервиса смотрел на нем в среднем около семи часов в месяц — по YouTube этот показатель не доходит до пяти часов.
Именно стриминг сделал из геймерских видео пирог, от которого интернет-гиганты пытаются отхватить лакомый кусок.
Так, в августе 2014 года компания Amazon внезапно пошла на покупку сервиса онлайн-трансляций Twitch. Она опередила Google и Yahoo, которые, по слухам, также имели виды на стриминг-сайт. Интернет-гигант заплатил $970 млн — это стало второй крупнейшей инвестицией в истории компании после приобретения обувного онлайн-магазина Zappos за $1,2 млрд.
Google в отместку запустила прошлой осенью пакет YouTube Gaming. Он состоит из мобильного приложения и веб-сервиса на базе видеохостинга, через которые можно смотреть только ролики из раздела «Игры». Кроме того, дизайн веб-версии сфокусирован на просмотре и проведении трансляций. Приложение пока официально не представлено в России, но сайт уже доступен с российских IP-адресов, а интерфейс переведен на русский язык.
Многие гейминг-блогеры пока пользуются обеими платформами: YouTube — для публикации записанных роликов и прошедших стримов, Twitch — для прямых трансляций.
Тем не менее поводов для скепсиса относительно традиционных гейминг-видео ни Frost, ни Wycc220 не видят. Оба связывают их популярность с общим интересом к видеоиграм в целом. Данные Google это подтверждают: видео об играх смотрит 60% российских геймеров с доступом к интернету.
О будущем летсплеев блогеры говорят просто и уверенно. Козлов считает, что живой интерес к геймерским видео обеспечен надолго, пока они «остаются в тех форматах, в которых они существуют на сегодняшний день». Frost же и вовсе считает, что ролики об играх останутся популярными навсегда.