«Чяты», блоги и «баш»
Знакомство российских пользователей интернета началось с массовых «чятов», которые начали распространяться с бешеной скоростью практически сразу после открытия первого домена .ru.
Они не отличались лаконичным интерфейсом и напоминали скорее нечто истеричное: с момента, когда жителям рунета удалось добраться до массовых переписок, пришла эпоха анонимности.
Многие из собеседников (а если откровенно, то абсолютно все) использовали ники, содержащие уменьшительно-ласкательные формы и знаки препинания по надобности и без. Проще говоря, рунет заполонили принцесски и Мил@шки.
Для того чтобы быть постоянно в сети и не выпадать из бурной беседы, было жизненно необходимо регулярно покупать карточки для интернета (да, когда-то он был неразрывен с городским телефоном) или же сутками просиживать в интернет-клубах.
Старожилы интернета определенно помнят скандально-популярную «Кроватку.ру» — место, где десятки пользователей ежедневно проводили все свое время, а самые зажиточные даже выкладывали фотографии. К слову, этот пережиток прошлого до сих пор функционирует и, как утверждают создатели форума, «живее всех живых».
Чуть позднее из тысяч хаотичных чат-посиделок отделились пользователи, желающие писать связные предложения. В конце 90-х – начале 2000-х массовым стало распространение блогерства. Помимо неясных оскорблений или споров, происходящих в чатах, жителям рунета понадобилось делиться подробностями своей жизни и своим мнением о происходящем вокруг. Возможность вести свой онлайн-дневник снискала бешеную популярность.
Появившийся на западе «Живой журнал» быстро нашел своих фанатов в России, которые впоследствии сформировали русскоязычное сообщество. Среди тех, кто одними из первых завел ЖЖ и обновляет его до сих пор, числятся веб-дизайнер Артемий Лебедев, а также журналист и предприниматель Антон Носик.
В это же время начал развиваться легендарный «Башорг», или просто «Баш», — место, где любой желающий публиковал либо забавную переписку, либо фрагменты диалогов из обычной жизни.
В основном туда писали люди продвинутые, и шутки часто касались либо офисной жизни, либо IT-тематики. Портал существует и по сей день, но состоит уже из вполне понятных бытовых эпизодов жизни, которые могут заставить улыбнуться.
Имиджборды, демотиваторы, «упячка» и «лурк»
Анонимность жителям рунета понравилась, что привело к появлению имиджбордов, на которых обитали «анонимусы» и «битарды».
Робкие в реальной жизни, часто безработные и неженатые молодые люди с удовольствием проявляли свою глубинную циничность и оскорбляли всех направо и налево.
Одним из «русифицированных» пионеров среди площадок был небезызвестный «двач», который стал олицетворением духа свободы, анонимности и всех имиджбордов сразу. Именно «двач», а затем и десятки его последователей, кишащие злобой, стали родителями первых интернет-мемов.
За имиджбордами начала расцветать новая эпоха — от массовых переписок завсегдатаи рунета перешли на буквально конвейерное производство демотиваторов и «фотожаб».
По мере появления сайтов, на которых подобные «приколы» можно было делать в автоматическом режиме, апогеем странного юмора стало движение «Упячка». Его «воены», чья численность резко возросла до необъятных размеров, говорили на абсолютно непонятном языке, утверждали, что борются с УГ и провозгласили своим идолом Онотоле (который в реальности был Анатолием Вассерманом и не имел ничего общего с этим бесконтрольным течением).
Группы во «ВКонтакте» и обычные форумы буквально уничтожались «военами», которые заполоняли своим контентом все на своем пути. Борьба со скукой превратилась в полное сумасшествие.
В 2007 году (который стал также культовым из-за расцвета подростковых субкультур: эмо, панков и любителей аниме) появилась надобность в систематизации всего того, что произошло за 13 рунетовских лет, в связи с чем возник знаменитый «Лурк».
Переняв стиль «Википедии», пользователи «Луркморья» в вызывающей манере описывали поголовно каждого персонажа, который хоть немного прославился в интернете.
Под раздачу в свое время попал музыкант Валерий Сюткин, который, сам того не подозревая, прославился призывами бить женщин по лицу.
Обилие ругательств и прочих малоприятных слов стало визитной карточкой «энциклопедии современной культуры, фольклора и субкультур». Валерий Сюткин через суд добился удаления статьи о нем на просторах портала, но меньше провокационного материала на «Лурке» не стало.
Соцсети и видеоблогеры
Время распространения социальных сетей — «ВКонтакте» и «Одноклассники» — позволило жителям рунета осесть в месте, где собрались все смешные картинки, видео и истории.
Здесь, в сосредоточении всех пользователей, вирусность приобрела новые обороты: в каждый компьютер попали видео с малоизвестным пареньком, рассказывающим историю про повара (или милиционера?), не менее юного дворового мальчишку, который настоятельно требует целую тысячу рублей (именуя ее гордым «косарь»).
Всеобщая любовь к «эдвайсам», которая началась с советующей всё подряд собаки, а закончилась гусями, щенятами и философорапторами, продлилась недолго, но успела прочно осесть в истории.
С появлением безлимитного интернета можно было не только посмотреть все смешные картинки, но и насладиться видеороликами (или же снять их самому). В это время начинается расцвет видеоблогеров, которые на сегодняшний день являются жутко популярными и высокооплачиваемыми персонами.
При этом в видеоблогинге стали резко развиваться сразу несколько направлений — одновременно начали набирать обороты скетчи Кати Клэп (в настоящее время более 4 млн подписчиков, переквалифицировалась в бьюти-блогера) и геймерские посидели Ильи Мэддисона (два канала, в общей сложности около 1,5 млн подписчиков, перешел на стримы видеоигр).
Позднее вышли на арену «видеообзорщики», самые известные из которых — Максим Голополосов (»+100500») и Стас Давыдов («This is Хорошо»).
Вслед за первооткрывателями видеоблогинга на просторах YouTube появилось целое поколение любителей рассказать о своей косметике и похвастаться достижениями в онлайн-игре на камеру.
Сейчас многие видеоблогеры начали вести бурную деятельность за пределами объектива и уходить в «оффлайн»: одни решили сотрудничать с косметическими брендами, другие и вовсе ушли на телевизионные шоу.