В опубликованном отчете за 2015 год среди прочих рисков «Яндекс» указал «непоследовательное применение законов, которые часто мотивированы политическими или финансовыми соображениями».
Компания предупреждает инвесторов, что негативные последствия для ее деятельности могут быть связаны в том числе с «быстрыми и неожиданными изменениями в нормативно-правовой базе», несогласованностью «законов и нормативных актов», а также с «пробелами в нормативно-правовой структуре».
Согласно отчету, «непредсказуемые» действия законотворцев могут отрицательно сказаться сразу на нескольких крупных сервисах компании: «Яндекс.Новости», «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси».
Недавняя инициатива о регулировании новостных агрегаторов, которая активно обсуждалась представителями отрасли, по мнению компании, может крайне негативно сказаться на работе сервиса в случае одобрения законопроекта.
На расширенном заседании комитета по информполитике, на котором обсуждался законопроект, директор компании по правовым вопросам Екатерина Фадеева объяснила, что «Яндекс.Новости» выступают агрегатором информации из 7 тыс. источников, а также обрабатывают около 100 тыс. сообщений в режиме реального времени. Поэтому модерировать новости в ручном режиме просто не представляется возможным.
«Если законопроект в таком виде будет принят, мы, наверное, не сможем соблюсти несколько критериев, которые в нем указаны. Прежде всего это необходимость премодерации», — отмечала Фадеева.
В отчете компания в очередной раз напомнила, что агрегация новостных источников осуществляется в автоматическом режиме, поэтому любые обвинения в политической мотивировке при составлении топа новостей исключены.
«Хотя мы считаем, что наша приверженность принципам нейтральности контента уменьшает риск политически мотивированных действий против нас, мы не можем гарантировать, что не будем зависеть от этих действий,
которые могут оказать существенное неблагоприятное воздействие на нашу деятельность», — говорится в документе.
Также внимание уделяется еще одному пункту в законопроекте — намерению авторов поправок обязать агрегаторы иметь не более 20% участия иностранных владельцев, что может создать дополнительные трудности и негативно сказаться на поведении инвесторов.
Озаботили компанию и попытки регулирования рынка онлайн-такси со стороны властей: напряженная ситуация с прямым конкурентом на этом рынке Uber, который в последнее время находится под пристальным вниманием, в частности, мэрии Москвы, в будущем может сказаться и на «Яндекс.Такси».
Как и в случае с новостным сервисом, дополнительные меры по регуляции деятельности рынка онлайн-такси могут вынудить компанию понести дополнительные расходы. Но, вероятно, они будут несоизмеримы с трудностями «Яндекс.Новостей», от которых в крайнем случае «Яндекс» грозится отказаться.
Особое внимание в отчете уделено политической обстановке в стране и отношениям с другими государствами, которые косвенно могут отразиться на работе компании и, соответственно, на поведении инвесторов.
В частности, речь идет о событиях на Украине и связанных с ними западных санкциях, которые напрямую касаются деятельности российских и зарубежных компаний в Крыму и Севастополе. В конце 2015 года под американские секторальные санкции попал сервис «Яндекс.Деньги» (совместный проект российского подразделения «Яндекса» и Сбербанка).
Авторы отчета выражают обеспокоенность обострением российско-украинских и российско-турецких отношений. Помимо России «Яндекс» активно развивается как на Украине, так и в Турции, где у компании существуют адаптированные поисковые системы и ряд сервисов.
Как ранее рассказал в интервью «Газете.Ru» руководитель управления качества поисковых продуктов «Яндекса» Андрей Стыскин,
доля рынка компании в Турции на данный момент составляет примерно 7% на десктопах. Кроме того, среди турецких водителей большой популярностью пользуется «Яндекс.Навигатор».
Президент России Владимир Путин ввел санкции в отношении Турции после того, как на территории страны был сбит российский самолет. И хотя ограничения были введены в одностороннем порядке и коснулись импорта турецких продуктов и авиасообщения между странами, «Яндекс» считает, что общая напряженность потенциально может сказаться на развитии компании в рамках турецкого рынка.
Вспомнил «Яндекс» и о давней борьбе с Google. Как рассказывают в компании, конкурент в «агрессивной» манере выпустил на рынок браузер Chrome со своей поисковой системой, установленной по умолчанию. Кроме того, соглашения Google с производителями мобильных устройств о предустановке набора приложений компании также негативно влияют на деятельность «Яндекса»: за год доля запросов с Android-устройств снизилась на 4%.
Несмотря на то что ФАС признала действия Google противоречащими действующим антимонопольным законам России,
«Яндекс» подчеркивает, что нет никаких гарантий того, что после окончательного решения ФАС компания добьется успеха в поддержании или существенном увеличении своей доли на рынке мобильных устройств.
Как и в 2014 году, отдельную главу в своем отчете «Яндекс» посвятил экономической ситуации в России. Так, в качестве негативных факторов, которые могут отрицательно повлиять на работу компании, «Яндекс» называет общий экономический спад, падение курса рубля по отношению к евро и доллару, снижение ВВП, резкие колебания процентной ставки, устанавливаемой Центробанком, и высокую зависимость экономики страны от цен на нефть, которые продолжают падать.
Все риски, упомянутые в отчете компании, потенциально могут привести к волатильности на финансовых рынках, что повлечет за собой ощутимое снижение стоимости ценных бумаг российских компаний.