Новостные интернет-агрегаторы могут быть использованы в политических целях, особенно в условиях «международной напряженности», считает глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин. С таким заявлением депутат выступил на расширенном заседании комитета по обсуждению законопроекта о новостных агрегаторах.
«И международная напряженность, и экономические трудности, и инициативы по регулированию, ограничению и даже запрещению любых средств, имеющих возможности мгновенного распространения информации, очевидно, будут появляться с достаточной степенью регулярности», — уверен Левин.
При этом комитет озабочен тем, что новостные агрегаторы существуют вне правового поля, что, по мнению Левина, не может продолжаться бесконечно.
В существующей редакции законопроект может коснуться российской версии новостей Google, «Яндекс.Новостей», а также новостного раздела на Mail.ru.
В Mail.ru озабочены тем, что авторы законопроекта определили понятие «новостной агрегатор» слишком широко: помимо вышеупомянутых сервисов огромный объем информации из СМИ появляется в соцсетях и других интернет-сервисах.
«Было озвучено, что в соцсетях нет новостных агрегаторов, но, если обратиться к формулировкам, которые есть в законопроекте, под новостной агрегатор попадают соцсети, независимо от того, какой контент там появляется — новостной или неновостной», — заявил на совещании глава юридической службы Mail.ru Group Антон Мальгинов.
По мнению Мальгинова, из-за того что в законопроекте нет четкого определения новостного агрегатора,
ограничение иностранной доли до 20% «можно истолковать в принципе как ограничение на инвестиции в российский интернет».
Опасность в ограничении иностранных инвестиций отметил и глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.
«Мы думаем, это может привести к снижению инвестиционной привлекательности», — добавил глава РАЭК.
«Яндекс» настаивает на том, что законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, просто невыполним.
Директор компании по правовым вопросам Екатерина Фадеева объяснила, что «Яндекс.Новости» выступают агрегатором информации из 7 тыс. источников, а также обрабатывают около 100 тыс. сообщений в режиме реального времени. Поэтому модерировать новости в ручном режиме просто не представляется возможным.
«Если законопроект в таком виде будет принят, мы, наверное, не сможем соблюсти несколько критериев, которые в нем указаны. Прежде всего это необходимость премодерации», — отметила Фадеева.
Google пока не спешит раскрывать свою позицию относительно инициативы, отмечая лишь, что в компании пристально изучают законопроект.
Свое мнение в отношении законопроектов выразили также представители «Интерфакса», ТАСС, «Коммерсанта», РБК и «Комсомольской правды».
Руководитель правового управления ТАСС Елена Гедовиус обратила внимание на то, что новостные агентства, такие как ТАСС, с суточной аудиторией в полтора миллиона посетителей теоретически тоже могут подпасть под определение «новостной агрегатор», если исходить из текста поправок.
Против принятия законопроекта выступили также «Интерфакс», «Коммерсантъ» и РБК. СМИ опасаются существенного падения трафика. Представитель «Интерфакса» Александра Коваленко уточнила, что со стороны поисковых систем на сайт изданий приходит от 50% трафика.
Замдиректора ИД «Комсомольская правда» Роман Карманов, напротив, заявил, что издание относится к поправкам спокойно. По словам Карманова, трафик издания из социальных сетей растет и несравним с потоком аудитории из агрегаторов.
Советник президента по развитию интернета Герман Клименко обратился к законотворцам с просьбой быть «аккуратнее» с интернет-законами.
«Я хотел бы напомнить, что наша отрасль очень молодая и у нас нет устоявшихся терминов. Мы пытаемся определить «новостной агрегатор» в изменениях закона о СМИ.
Поэтому надо быть просто аккуратнее, отрасль неустоявшаяся, терминология — это очень важная история», — подчеркнул Клименко на заседании.
Глава РАЭК Сергей Плуготаренко считает, что в существующей редакции законопроекта под понятие «новостные агрегаторы» могут подпасть и социальные сети, и мессенджеры. Это, в свою очередь, может ограничить распространение информации, причем необязательно политической.
Также Плуготаренко добавил, что вопросы могут возникнуть в сфере равноправия между зарубежными и российскими агрегаторами.
«Есть предположения, что западные игроки — новостные агрегаторы могут не всегда соблюдать закон, а российским придется», — добавил глава РАЭК.
Законопроект решено внести на обсуждение в Госдуму не ранее второй половины апреля. Один из авторов законопроекта, депутат из «Справедливой России» Алексей Казаков, пообещал, что все претензии, высказанные отраслью, будут учтены.
В частности, Леонид Левин признал, что премодерация, вызвавшая наиболее бурную дискуссию среди участников отрасли, с технической точки зрения вызывает много вопросов, и допустил:
«Если большинство специалистов отрасли, самое главное — участников, будут склоняться к этому (исключение премодерации из действующего проекта. — «Газета.Ru»), мы, конечно, пойдем им навстречу».
На этой неделе замглавы Минкомсвязи Алексей Волин направил в Госдуму отзыв ведомства на законопроект о новостных интернет-агрегаторах. Согласно подсчетам министерства, онлайн-СМИ могут потерять четверть аудитории после ограничения новостных сервисов.
Волин подчеркнул, что по аналогии с законопроектом можно требовать от владельцев киосков следить за информацией в газетах или же требовать от сотовых операторов следить за абонентами, чтобы те не использовали ненормативную лексику.