— Здравствуй, Андрей! Для начала расскажи немного о себе и команде.
— В команде Colibri Games изначально было всего два человека, я к ней присоединился намного позже. Два человека — это мой брат Эдуард Арутюнян, профессиональный художник, и Дмитрий Санников, продюсер, программист.
Они вместе работали несколько лет над казуальными играми в калининградской студии Intenium. И в 2010 году решили сделать свой проект, тогда казуальные игры были на пике. В результате за год они сделали игру «Tiny Bang Story». А уже потом присоединился я, для того чтобы отвечать за продажи, администрирование и так далее.
Apple очень понравилась наша игра, нам писали даже письма из Америки: мол, красиво все. С выходом в Mac Store нам почти сразу дали основной баннер. После этого мы переключились на реализацию iPad-версии, потому что уже тогда понимали, что она произведет революцию в мобильной игре.
Для iPad просто нужно было поменять управление и решить несколько других задач, то есть это заняло какое-то время, так как все делал один программист.
— А сама игра о чем?
— Это очень красивый рисованный от руки атмосферный пазл-квест в уникальном сеттинге. То есть это придуманный с нуля мир со своей собственной историей. У нас даже была книжка в свое время, но сейчас она уже не издается. Игра простая, надо находить предметы, собирать что-то, решать головоломки, таким образом продвигаясь по сюжету.
Тем не менее на iOS продано уже более 800 тыс. копий, и более 300 тыс. копий — на других платформах (PC, Mac, Linux). На iOS она окупилась буквально в первый же день. Сейчас она окупила себя более 30 раз.
— Сначала игра вышла на ПК и Mac, потом на iPad и теперь вот Apple TV. А планируете выпускать версию для консолей?
— Нет, игра такого стиля вряд ли пойдет среди хардкорной аудитории Xbox и PlayStation.
В случае с Apple TV к игре очень удачно подошел пульт. У него есть такой тачпад, который очень удобно можно использовать для игр, где задействована какая-либо мышь, управление мышью, поиск предметов или какие-то решения задач с ее помощью. Поэтому мы очень хорошо увидели, как игра может пойти на Apple TV, и реализовали.
— Все же основная тема у нас про Apple TV, поэтому давай поговорим о приставке. Насколько сложно было портировать игру на Apple TV? И когда магазин приложений сможет наполниться программами?
— Сложностей никаких не возникло. Если есть какая-то версия игры на iPad или Mac, любое iOS-устройство, портирование вообще будет легким. То есть это заняло у нас где-то месяц. Мы заказали Apple TV, как только они появились в продаже в Калининграде, правда, удалось купить только со второй попытки, так как первую партию раскупили в тот же день. После этого мы сразу приступили к работе.
Магазин неминуемо будет пополняться приложениями с каждым днем, все зависит от разработчиков, так как Apple со своей стороны уже все сделала, чтобы перенос программы был максимально простым. Во-вторых, мы понимаем, что для того аудитория Apple TV также должна обновить свои приставки, на что потребуется время.
Я не знаю точных цифр, но в разговорах и в интервью в СМИ речь идет о том, что по миру к концу года ожидается около 27 млн копий. То есть это не такая большая цифра по сравнению с другими приставками, но это абсолютно новая платформа, новый рынок.
— Вот ты сказал, что айпад произвел своего рода революцию в плане мобильных игр. Apple TV способна на нечто подобное или все же нет?
— Я никогда не сомневался в возможностях Apple менять мир. У них есть и маркетинговые, и технологические возможности. У меня у самого Apple TV уже около пяти лет. Поэтому как давнишний пользователь этого устройства я считаю, что в принципе все шансы есть.
— То есть Apple TV может занять этакую нишу семейной консоли, где вся семья играет в какие-то простенькие игры вечером перед телевизором?
— Да, конечно. Мне кажется, что именно эта аудитория, маленькие дети и семьи, она будет пользоваться приложениями и играми на Apple TV.
— С учетом корректировки курса рубля практически на всех платформах игры так или иначе подорожали. Опять же проблема пиратства, из-за которого россияне якобы не готовы платить за контент. Что ты думаешь на этот счет?
— Люди раньше покупали в очень большом количестве игры, пробовали это. Сейчас, конечно, объемы уменьшились, но все равно Россия занимает третье место в Steam, а в AppStore, кажется, четвертое-пятое. Мне кажется, уже давно прошли эти разговоры. Даже пираты, когда им нравится что-то, идут, покупают и полноценно играют в игру.
— Хотел бы поговорить о положении вещей в России, связанных с разработкой игр. Могут ли российские разработчики тягаться с зарубежными в плане качества выпускаемых продуктов?
— Во-первых, с точки зрения конкурентоспособности, я думаю, не только наши российские разработчики, любые разработчики столкнулись с тем, что благодаря доступности платформ и сервисов создать свой проект стало гораздо проще.
За то золотое время, 2006–2010-е, большинство инди-игр, выходивших в Steam, продавалось большими тиражами. Это подстегнуло к тому, что сотрудники многих компаний просто начали заниматься своей инди-разработкой.
Но, с другой стороны, это привело к тому, что этих мелких разработчиков, как мы в том числе, стало настолько много, что конкуренция даже среди нас выросла до необъятных размеров.
Та же платформа Steam открыла все двери для того, чтобы можно было издаваться на этой платформе. Apple — это еще более такой бешеный конкурентный мир, где издается по пятьсот игр в App Store. Но в любом случае ты должен делать еще более качественно игру, чтобы тебя заметили.
— Получается, что уже не имеет значения, из какой страны человек?
— Раньше была ситуация немного другая, там был ритейл, который и рулил рынком. Сейчас ритейл составляет единицы процентов, а правят бал международные платформы вроде Steam, Mac Store, AppStore, Play Market и другие.
— Ну и напоследок хотел узнать, в России разработчики чаще пытаются создавать свои собственные проекты или сразу пытаются попасть в крупные компании, как говорится, на все готовое?
— Знаешь, если можно, я тебе расскажу вкратце про Калининград. Здесь около 30 студий, от мала до велика, то есть от трех до ста человек. В командах часто бывает, что кто-то работает на аутсорсе — это нормальная практика.
Но я не скажу, что все обязательно переходят, переезжают или объединяются с западными компаниями.
Нет, у нас делают качественные игры очень большое количество разработчиков. Делают иногда и только на российский рынок, хотя в основном — на международный. И некоторые весьма успешно бьют рекорды, завоевывают призы, выходят в топы в различных странах на различных площадках.
В России очень большое количество разработчиков, которые делают хорошие игры.
Во всем мире российские разработчики воспринимаются с большим удовольствием и пользуются популярностью. Я не видел сильно депрессивных настроений из-за того, что игра делается в России. Я видел сильно депрессивные настроения из-за того, что рынок стал сложным.