Бесплатная версия, которую можно скачать с сайта производителя, обладает урезанным функционалом по сравнению с платной: она позволяет предотвратить установку вредоносных программ на компьютер, лечит зараженные файлы и предупреждает о потенциально опасных сайтах. Платная версия позволяет также проверять подозрительные файлы с использованием облачного сервиса компании, предоставляет защищенную среду для ввода финансовой информации (например, данных кредитной карты), а также функции родительского контроля, мониторинг интернет-трафика и техподдержку.
Бесплатный антивирус «Лаборатории Касперского» тестируется уже в течение трех месяцев и скачан за это время более 200 тыс. раз. Компания планирует распространять его в России, на Украине и, возможно, в Китае.
Возникает резонный вопрос: зачем это надо компании? Ведь чем больше вирусных угроз, тем выше прибыль. Например, за 2014 год выручка компании выросла на 7% и достигла $711 млн.
Одной из причин является то, что с ростом распространения бесплатного базового продукта на рынке растут и продажи платных версий и дополнительных опций. Это известная бизнес-модель, и по ней работает большинство крупных производителей программного обеспечения.
Другой, более значимой, причиной является то, что в современных условиях торговля информацией, так называемыми «большими данными», приобретает даже больший вес, чем продажа ПО. Это наглядно показывают примеры Google, Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), Microsoft и других интернет-компаний.
В пресс-службе самой компании рассказали, что данное решение преследует альтруистические цели.
«На фоне непростой экономической ситуации и падения платежеспособности населения было принято решение поддержать именно российских пользователей и выпустить для них бесплатную базовую защиту для компьютеров Windows. Мы хотим, чтобы люди пользовались хотя бы базовыми, но надежными решениями», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «Лаборатории Касперского».
При этом компания не боится потерять выручку, поскольку после бета-тестирования в «Лаборатории Касперского» не заметили существенного влияния на продажи или переходы пользователей из платных продуктов на годовую бесплатную бета-версию.
По мнению руководителя аналитического центра компании Zecurion Владимира Ульянова, выпуск «Лабораторией Касперского» бесплатной версии — шаг правильный.
«Подобная модель не нова и развита в мире, но не в России. Бесплатные продукты выпускали, например, Avast и Avira. Тем не менее неизвестно, насколько эффективен он будет на нашем, российском рынке, поскольку для нас это новшество.
Как бы то ни было, само движение в данном направлении от «Лаборатории Касперского» очень важно. Из российских разработчиков также вспоминается Dr. Web, который пока не предлагает бесплатный продукт, работающий в постоянном режиме. Однако недавно они увеличили срок пробной версии своего продукта с одного до трех месяцев, что тоже показательно. Это один из маркетинговых шагов, направленный на увеличение аудитории основного платного продукта», — считает Ульянов.
Кроме того, аналитик полагает, что разница в уровне защиты между бесплатной и платной версией весьма существенна, поскольку полнофункциональный рабочий продукт, который регулярно обновляется, никто не будет отдавать бесплатно.
Ульянов также пояснил, что основные клиенты антивирусных программ сегодня приходят из корпоративного сегмента. Именно они и приносят львиную долю выручки. Однако и частные пользователи также предпочитают приобретать продукт, а не «пиратить».
«Если раньше для пользователей было достаточно просто поделиться с другом ссылкой на пиратский ресурс и обеспечить свой компьютер антивирусом, то сегодня ситуация несколько труднее. Из-за обилия различных вариантов пиратских порталов, порой весьма некачественных, пользователю просто удобнее оплатить лицензионный продукт. Более того, сейчас идет борьба с пиратскими сайтами, так что быстро найти и «скачать бесплатно» могут разве что интернет-гики», — резюмировал аналитик.
В направлении «обесплачивания» продуктов движутся и компании — разработчики прочего софта. Та же Microsoft в 2015 году сделала бесплатной свою новую операционную систему Windows 10, которая стала причиной череды громких скандалов и обвинений компании в шпионаже за пользователями.
Антивирусная программа, чтобы выполнять свою основную функцию, постоянно находится в активном состоянии и также имеет доступ практически ко всем ресурсам компьютера. Она отслеживает, какие файлы загружает пользователь, тип этих файлов, какие веб-ресурсы посещает пользователь, какие программы и процессы запускаются на его компьютере. Потенциально антивирус имеет возможность собирать и передавать в обезличенном виде весьма ценные данные о поведении пользователей и даже отслеживать распространение пиратского контента.
В силу потенциальной возможности получения доступа к пользовательским данным антивирусные продукты и их производители являются объектом пристального внимания спецслужб.
Так, западная пресса не раз обвиняла Евгения Касперского в тесных связях с российскими спецслужбами, а также в атаках на конкурирующих производителей антивирусов.
Сама «Лаборатория Касперского» также подвергалась атакам. Так, летом прошлого года компания заявила об атаке на ее корпоративную сеть. А согласно материалам Эдварда Сноудена, опубликованным The Intercept, АНБ и центр правительственной связи Великобритании занимались взломом кода антивирусных продуктов «Лаборатории Касперского», чтобы получить доступ к данным об уязвимостях пользователей и другой информации, передаваемой антивирусом в облако компании. Евгений Касперский заявил, что этих материалов недостаточно, чтобы делать какие-то выводы, однако компания поставила в известность российские спецслужбы.