Сегодня уже ни для кого не секрет, что ИГ (организация запрещена в России) использует социальные сети для активной пропаганды, а также распространения аудио- и видеоматериалов, которые содержат сцены насилия и призывают к джихаду во имя «халифата».
На этом фоне Facebook и Twitter, являющиеся одними из лидеров по размеру аудитории, выглядят для террористов лакомым кусочком, где они могут донести свои сообщения до наиболее обширного круга людей. Однако администрация социальных сетей довольно быстро удаляет как материалы, так и сами аккаунты пропагандистов.
Но на месте одной срубленной головы вырастает три, и новые аккаунты приходят на смену блокированным.
Те аккаунты, что еще функционируют, распространяют информацию о новых. Кроме того, пропагандисты ИГ используют хештеги, чтобы по ним можно было обнаружить записи со свежих страничек. Хештеги, конечно, мониторятся и интернет-борцами против ИГ (в том числе и хакерами из Anonymous), и администрацией соцсетей.
Все дело в отличительной особенности социальных сетей, где один имеет право свободно разместить информацию, а другой — сообщить о нежелательном контенте. Далее соцсети вычищают контент и аккаунты, действительно нарушающие законы или правила интернет-площадки. Тем не менее в этом массиве данных от пользователей зачастую встречается и информация, не являющаяся запрещенной, но оскорбившая отдельно взятого человека. Подобная ситуация упирается в свободу слова.
<1>
По заверениям представителей Facebook, социальная сеть весьма агрессивно борется с противоправным контентом от террористов. Администрация старается незамедлительно удалять профили и группы, пропагандирующие терроризм. «Здесь нет места для терроризма», — подчеркивают в Facebook.
Кроме того, по словам исполнительного директора Института по исследованию СМИ Ближнего Востока Стива Сталинского, Facebook действительно идет в числе лидеров по скорости и массовости удаления связанных с ИГ постов, видео и фотографий.
Опека не бывает чрезмерной в таком случае, однако недавно Facebook слегка переборщил, заблокировав аккаунт девушки по имени Isis (ISIS — Islamic State of Iraq and al-Sham) по аналогии с названием террористической группировки. Ситуация получила широкий резонанс в СМИ, однако девушка сообщила, что не желала медийного внимания, но просто хотела вернуть свой аккаунт.
С Twitter ситуация немного серьезнее. Если представители «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» (террористическая группировка, чья деятельность также запрещена в России) по старинке предпочитают форумы, то активисты ИГ уже плотно перешли на Twitter. Здесь они как обмениваются информацией между собой, так и ведут пропагандистскую деятельность. Соцсеть начала более или менее активную борьбу лишь после распространения видео, на котором террористы обезглавливали британского журналиста Джеймса Фоули.
Сегодня Twitter постоянно чистится от старых и вновь появляющихся аккаунтов пропагандистов ИГ. Несмотря на то что новые странички появляются каждый день, администрации соцсети удается добиться одной из значимых целей — уменьшить число подписчиков этих самых страниц. Тем не менее такая ситуации все равно подвергается критике, Twitter предлагают найти и использовать специальный инструмент, предотвращающий само появление новых аккаунтов.
Ранее Twitter отказывался комментировать борьбу с контентом от ИГ, отмечая лишь, что соцсеть поддерживает свободу слова, но также имеет и строгие правила, касающиеся недопущения распространения терроризма.
<3>
«Twitter настаивает на свободе самовыражения, и мы не успокоимся, пока она не станет глобальным фундаментальным человеческим правом», — заявлял также Джек Дорси, основатель Twitter. Социальная сеть не делает исключений для террористов, не объявляет на них охоту, но систематически удаляет противоправную информацию. В этом есть и своя доля здравомыслия: террористов ИГ не объявляют кем-то, ради кого можно делать исключения и чье имя нельзя называть. Над ними не возникает ореола уникальности, чего им бы очень хотелось.