Первая по-настоящему крупная цифра в 500 млн пользователей была достигнута Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) в 2010 году, через шесть лет после запуска соцсети. Еще через два года компания удвоила общее количество своих пользователей до 1 млрд. Однако это не означало, что все они одновременно пользовались сетью, поскольку речь шла про зарегистрированные профили.
На сегодня в социальной сети зарегистрировано около 1,5 млрд человек — в последнем квартальном отчете компании говорилось о 1,49 млрд, и с того момента это число наверняка лишь возросло. Во всяком случае, за второй квартал рост составил 13%.
По данным Facebook, среднестатистический владелец смартфона в США проводит в Facebook каждую пятую минуту своего времени.
Но не стоит забывать, что Facebook — это не только социальная сеть. Помимо нее компания также владеет самым популярным в мире мессенджером WhatsApp с 800 млн пользователей и фотоприложением Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) с 300 млн пользователей. Кроме того, отдельной графой в Facebook считают и использование Messenger, который вырос из сервиса личных сообщений социальной сети. Число его пользователей уже насчитывает 700 млн.
Разумеется, ресурс с таким количеством пользователей не может не влиять на человечество.
Самым резонансным проектом Facebook, пожалуй, стало исследование, в котором невольно приняли участие 600 млн англоязычных пользователей. Тогда компания поделила аудиторию на две части. Одной половине в новостной ленте демонстрировались только положительные посты, другой — отрицательные, после чего исследователи отслеживали поведение пользователей. В итоге выяснилось, что люди, которым показывали больше положительных публикаций, сами начинали чаще писать положительные посты и комментарии. То же самое, но со знаком минус, у «негативной» выборки — в их записях отмечалось увеличение числа отрицательных настроений.
Безусловно, такое масштабное манипулирование общественным мнением не могло остаться незамеченным, и компании пришлось выступить с извинениями за свои действия. Но при этом представители Facebook отметили, что пользовательское соглашение разрешает проводить подобные исследования.
С учетом масштаба влияния Facebook можно считать уже абсолютно самостоятельной и не зависимой ни от кого интернет-компанией.
Компания разработала собственный поиск по записям и не нуждается в помощи Microsoft, которая ранее адаптировала поисковый движок Bing под нужды социальной сети. На данный момент Марк Цукерберг также ведет работы над проектом под названием Internet.org, который позволит расширить аудиторию пользователей интернета за счет бедных стран.
Еще один глобальный проект, который делает Facebook независимым от других интернет-компаний, это разработка беспилотных летательных аппаратов Aquila, которые будут в буквальном смысле «раздавать» интернет на Землю. Пока речь идет только о труднодоступных районах планеты, где размещать другие средства интернет-подключения экономически невыгодно, но в будущем ничто не помешает Facebook массово запускать дронов для обеспечения доступа к своей социальной сети за счет своих же ресурсов, при этом не имея соглашений с операторами связи.
Все эти проекты призваны увеличить долю доходов Facebook за счет продаж рекламы. Учитывая аудиторию в 1,5 млрд пользователей, любые космические по масштабам проекты будут окупаться, поскольку они только увеличат эту аудиторию и, следовательно, рекламные доходы. Ведь уже сейчас компания только за счет пользователей мобильных приложений заработала на рекламе около $2,9 млрд за квартал.
Впрочем, Facebook уже вышла за рамки интернета.
Компания является одним из лидеров по разработке устройств виртуальной реальности, поскольку ей принадлежит созданный Джоном Кармаком проект Oculus. Уже в 2016 году Facebook обещает выпустить в продажу финальную версию очков виртуальной реальности Oculus Rift, которые уже на стадии тестовых версий для разработчиков превосходили многие существующие аналоги.
Учитывая общую интернетизацию общества, в скором времени мы придем к тому, что невозможно будет игнорировать такого крупного игрока, как Facebook. В какой-то момент практически все обязательно будут пользоваться сервисами, которые так или иначе относятся к интернет-гиганту. Даже если вы работаете в одном из основных конкурентов соцсети — Google.