Электрокары постепенно завоевывают прочные позиции на авторынке. По данным PricewaterhouseCoopers, к 2016 году доля электроавтомобилей на рынке составит уже 5% при ежегодном объеме производства в 1,4 млн машин.
Свои модели электрокаров представили популярные автопроизводители Nissan, Renault, Chevrolet и Audi, а до конца 2015 года представить электроавтомобиль El Lada обещает и «АвтоВАЗ».
Тем не менее, согласно отчету Gartner, в 2015 году электромобили стали одной из самых переоцененных технологий. По мнению экспертов, несмотря на постоянные упоминания в СМИ, электрокарам и самоуправляемым автомобилям понадобится около 10–15 лет для завоевания прочных позиций на рынке.
Однако в мире уже существует компания, сделавшая ставку на производство исключительно электромобилей.
Основанная в 2003 году Tesla Motors стала детищем эксцентричного изобретателя-миллиардера Илона Маска и уже в 2006 году в партнерстве с Lotus представила спортивный автомобиль Tesla Roadster.
Несмотря на то что модель не снискала особого успеха на рынке, в 2009 году Tesla представила проект электроседана WhiteStar, который затем получил обозначение Model S и был запущен в производство в 2012 году.
Автомобиль оснащается литий-ионным аккумулятором емкостью 85 кВтч, обеспечивающим запас хода в 426 км и мощность двигателя в 362 л.с. Несмотря на минимальную цену седана в $75 тыс., автомобиль обрел популярность на рынке, а сама Tesla Motors в августе 2015 года возглавила рейтинг инновационных компаний Forbes.
В начале июля 2015 года компания «Яндекс» приобрела два электромобиля Model S и Model S Performance для своего сервиса «Яндекс.Такси». Один из электрокаров уже успел попасть в незначительное ДТП и лишиться бампера.
Что-то пошло не так #yandextesla @yandextaxi pic.twitter.com/0RxgYVtrV5
— Artur Kasimov (@akterpnd) 29 июля 2015
Корреспонденту «Газеты.Ru» повезло прокатиться на одном из электротакси и узнать у водителя подробности управления инновационным детищем Маска.
Tesla уже со стороны производит впечатление автомобиля футуристического. Чего стоят дверные ручки, выкатывающиеся навстречу руке пассажира из слота после нажатия водителем специальной клавиши — так что незваный гость дверь автомобиля открыть не сможет. Приборная панель электрокара напоминает гигантский iPad, дисплей которого не только рассказывает о том, что происходит с автомобилем, но и показывает дорогу.
Доехать от Пушкинской площади до ВДНХ на Tesla — опыт довольно интересный. Особенно, когда дело происходит на исходе дня и дороги практически не заняты автомобилями. За 20 минут поездки практически бесшумно и быстро лавирующий меж рядами электрокар успевает удивить: иногда он ускоряется настолько резво, что пассажира попросту вжимает в удобное кожаное кресло.
И если пока Tesla в России — это нечто из разряда экзотики, определенно можно сказать, что такая экзотика довольно комфортабельна и умеет к себе расположить.
— Давно ли вы управляете Tesla? Легко ли было пересесть с обычного автомобиля на электрокар?
— Машины вышли на линию 9 июля, до этого нам дали еще пару дней на обкатку. Лично я не испытал абсолютно никаких проблем с вождением Model S, правда, некоторое время ушло на то, чтобы привыкнуть к особенностям управления и поведению педали газа. Как только отпускаешь педаль, машина сама начинает тормозить, и к светофору можно подъехать даже не используя тормоз.
— Часто ли приходится заряжать Model S?
— В среднем я заряжаю ее раз в сутки, и мне этого хватает на две смены, за которые я проезжаю порядка 350 км. При этом автомобиль практически не потребляет электроэнергию в пробках, что существенно увеличивает общее время работы. Всего по Москве уже установлено 15 зарядных станций, так что проблем с подзарядкой машины нет никаких.
Тем не менее за пределами Москвы возможность зарядить Tesla практически отсутствует, что несомненно мешает популяризации электрокаров в России.
— Удобно ли управлять электрокаром в московских реалиях?
— На самом деле крайне удобно.
У автомобиля отличная динамика, мощность и управляемость. Кроме того, у Model S весьма высокий дорожный просвет, что немаловажно в условиях масштабных дорожных работ на центральных улицах города.
— А не возникает ли сложностей с эксплуатацией в зимнее время?
— В Москве уже около 120 обладателей Tesla, и пока никто из них не жаловался на проблемы при езде зимой. Но если держать машину на улице, то при езде скопившийся на капоте снег начинает таять и летит прямиком в лобовое стекло. Кроме того, при морозе незначительно снижается емкость аккумуляторов. Но Tesla активно покупают и в Норвегии с Канадой, где климат в зимние месяцы схож с российским. И пока жалоб оттуда также не поступало.
— Можно ли утверждать, что будущее автомобилестроения за электрокарами?
— Я думаю, что да. Во-первых, электроавтомобили существенно сокращают объем ТО. Во-вторых, стоимость полной зарядки Model S по ночному тарифу составляет всего 120 руб., и на ней машина проедет 350–400 км. Так что экономия получается почти десятикратная. К тому же к Tesla подходит часть запчастей от Merсedes, так что проблемы могут возникнуть лишь в случае серьезной поломки или аварии.
Наконец, электромотор в разы надежней двигателей внутреннего сгорания и не наносит вред окружающей среде.
При этом электрокары рассчитаны именно для использования в городских и пригородных условиях, что заставляет водителей соблюдать скоростной режим. Ведь от поездок на высокой скорости быстрее разряжается аккумулятор.
Однако для популяризации электромобилей государству стоит отменить для них дорожный налог. Ведь в гибридных автомобилях налогом сегодня облагается лишь их бензиновая часть, а в электромобилях налог высчитывается исходя из общей мощности, которая у данной модели составляет 210 л.с. Зато для электромобилей уже сейчас бесплатны все парковки.