На сегодня большинство политиков понимают необходимость присутствия в социальных сетях. Однако далеко не все из них при этом избегают досадных ошибок, которые быстро становятся объектом насмешек со стороны интернет-общественности.
Так, заместитель начальника экспертного управления администрации президента РФ Василий Попик в свое время пострадал из-за неоднозначного выбора названия твиттер-аккаунта (@vpopik). Чиновник подвергся насмешкам со стороны Алексея Навального, писателя Сергея Минаева, видеоблогера Руслана Усачева и тогдашнего главы пресс-службы «ВКонтакте» Владислава Цыплухина. А простых интернет-пользователей развеселили гневные ответы чиновника обидчикам.
Очень часто источником интернет-конфузов становятся банальные опечатки. Самым известным примером тут, пожалуй, считается первый пост Дмитрия Медведева в Twitter. Тогдашний президент России завел аккаунт @KremlinRussia и написал первый пост: «Всем привет! Я в «Твиттере», и это мое6 первое сообщение». В блогосфере тогда посчитали, что опечатка была допущена неслучайно.
Всем привет! Я в Твиттере и это мое6 первое сообщение!
— Дмитрий Медведев (@MedvedevRussia) 23 июня 2010
Потешался интернет и над пропущенной буквой в твите нынешнего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Запись о том, что он «наградил материей — героин» вызвала бурю эмоций в сети.
Политики вынуждены нести ответственность и за ошибки своих подчиненных, например, дизайнеров, готовящих графический материал, и редакторов их аккаунтов, которые его размещают.
Самым известным случаем неудачного фотомонтажа, бесспорно, остается фотография патриарха Кирилла и его «призрачных» часов Breguet за $30 тыс., которых нет на запястье священнослужителя, хотя они и отражаются в полированной крышке стола.
В фотошопе также был обвинен на тот момент сенатор Руслан Гаттаров, который в 2010 году вместе с «Молодой гвардией «Единой России» тушил лесные пожары под Рязанью. Блогеры тогда предположили, что одна из фотографий, опубликованных на партийном сайте, была сделана в 2008 году, а дым от пожара — просто дорисован.
Очень часто на коллажи попадают снимки нацистских военных или немецкой военной техники времен Второй мировой войны. В России они не раз оказывались на билбордах с поздравлением ветеранов с 9 Мая. Однако не стоит думать, что это характерно только для нашей страны.
Недавно нацистских солдат обнаружили на агитационном изображении в твите Дональда Трампа, американского миллиардера, участвующего в предвыборной гонке на пост следующего президента США. Надпись под картинкой: «Нам нужно реальное лидерство. Нам нужны результаты. Давайте вернем США в дело» — в данном контексте выглядит весьма двусмысленно.
Не повезло и кандидату от демократов Хиллари Клинтон. Ее редакторы проглядели татуировку в виде стилизованного слова «white» (белый) на предплечье человека, которому она пожимает руку во время встречи с избирателями. Цитата из ее речи: «Я думаю, что мы — нация, которая действительно верит в руку помощи, в великодушие к нашим друзьям, соседям и незнакомцам, когда мы даем им шанс, которого иначе они бы не получили» — рядом с этой фотографией действительно выглядит забавно.
Самоуверенность погубила еще одного кандидата на пост президента США, Джеба Буша. Будучи губернатором Флориды, он в течение восьми лет размещал на своем официальном сайте служебную переписку, желая показать себя открытым и технически грамотным политиком. В результате в сеть утекли персональные данные 12 тыс. жителей Флориды, а Джеб Буш стал объектом для насмешек в социальных сетях и СМИ.
Но самые тяжелые последствия для имиджа политиков несут эмоциональные высказывания в интернете.
Так, лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов долго оправдывался за свое высказывание в Twitter по поводу смерти американского посла в Ливии, а вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину пришлось делать вид, что его оскорбительные высказывания в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) не касались певицы Мадонны, чей концерт прошел в то время в Москве.
Однако в последнее время скандалов, связанных с провалами политиков и чиновников в социальных сетях, становится все меньше. Публичные люди приобрели некий опыт и привлекли к управлению своими аккаунтами профессионалов. А с вступлением в силу «закона о забвении» шансов, что ошибка политика станет достоянием общественности, в России станет еще меньше.