В четверг на улицы Парижа, Марселя, Ниццы, Тулузы, Лиона, Бордо и Лилля вышло больше 2800 таксистов, массово выступивших против появления во Франции сервиса UberPOP. Его аналог в России носит название UberX.
По утверждениям водителей, сервис ставит лицензионные такси в заведомо невыгодное положение, поскольку легальным таксистам необходимо платить за лицензию и из-за этого повышать тарифы.
В результате, как рассказал порталу TechCrunch один из таксистов, поездка на обычном такси стоимостью €10 через Uber обойдется всего в €4.
В то же время стоимость лицензии таксиста во Франции может превышать €100 тыс. По словам представителя профсоюза таксистов Франции Абделькадера Моргада, из-за деятельности Uber и других подобных сервисов средняя прибыль лицензионных перевозчиков за два года упала на 30–40%.
В столице таксисты в знак протеста блокировали подъезды к нескольким терминалам аэропортов Шарль-де-Голль и Орли, перекрыли дороги возле вокзалов в центре города и транспортные узлы на окраинах. Всего, по некоторым данным, в ходе беспорядков было повреждено около 70 автомобилей, а 10 человек были арестованы полицией.
Закономерным результатом уличных беспорядков стало заявление министра внутренних дел Франции Бернара Казнева о запрете в Париже UberPOP и всех аналогичных сервисов. Ранее то же самое сделали и власти Лиона, Марселя, Страсбурга и Нанта.
Protestons ne prenons plus de taxi comportement inadmissible #NoTaxiAnymore #Animaux @UberFR #Taxi/Sauvage #UberPop pic.twitter.com/X9SrjXS5yi
— Anthony ETIEN (@AnthonyETIEN) 25 июня 2015
Но согласно заявлению главы французского офиса Uber Тибо Симфаля, сервис все равно продолжит работу в стране до введения официального судебного запрета.
Это же подтвердил и Казнев, указавший, что деятельность Uber во всей Франции пока еще не запрещена.
Примечательно, что по правилам Uber стать водителем может человек с застрахованной машиной, водительским удостоверением и лицензией на перевозку пассажиров, которая требуется для работы в городе. Во всяком случае, на русскоязычном сайте сервиса указана именно эта информация.
Но все связанные с лицензией законы обходятся очень просто, ведь Uber официально предлагает не услуги такси, а услуги краткосрочного найма личного водителя.
Беспорядки во Франции стали далеко не первым связанным с Uber инцидентом. Самым громким скандалом стало изнасилование пассажирки водителем Uber в Индии в конце 2014 года. Тогда индийские власти временно запретили деятельность компании на территории страны. Жертва в свою очередь подала на Uber иск в американский суд и обвинила компанию в том, что она ставит прибыль выше безопасности пользователей.
На сегодня работа Uber также запрещена и в Италии. Суд Милана в конце мая 2015 года постановил, что низкая стоимость поездок сервиса создает недобросовестную конкуренцию среди обычных таксистов.
Не обошел стороной Uber и суд Франкфурта-на-Майне. В марте 2015 года он частично запретил использование сервиса на территории Германии и обязал всех водителей Uber получить необходимые для извоза документы. Это стало следствием искового заявления на Uber от профсоюза немецких таксистов, пожаловавшихся на отсутствие у многих водителей Uber лицензии.
Старый Свет в целом не отличается лояльностью к Uber.
Разбирательства, связанные с сервисом, также проводятся в Нидерландах, Великобритании и Испании. Кроме того, Uber стал сервисом нон грата и в Таиланде.
При этом компания продолжает осваивать новые рынки. Недавно услуги сервиса стали доступны в Китае, и Uber планирует дополнительно инвестировать в этот рынок $1 млрд. Средства пойдут на развитие сети в 50 из 80 городов страны с населением более 5 млн жителей. Партнером компании в Китае стал интернет-гигант Baidu.
В США у властей глобальных претензий к Uber нет. Количество американских водителей сервиса превышает 200 тыс. человек, а в Нью-Йорке их уже больше, чем официальных такси. Более того, компания развивает сторонние сервисы, среди которых доставка еды с помощью водителей Uber Eats или же доставка посылок. Так что на американском рынке Uber чувствует себя вполне уверенно.
Однако, учитывая количество связанных с сервисом скандалов, нельзя быть абсолютно уверенным в успехе Uber. С другой стороны, имидж скандальных бунтарей вполне может способствовать продвижению сервиса.