Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Большинство из живущих там людей никогда не будут платить за музыку»

Дэвид Остердаль из Spotify о freemium-модели и пиратах

Руководитель мобильного направления Spotify Дэвид Остердаль рассказал «Газете.Ru» о бесплатной музыке, носимых устройствах и о том, как победить пиратство.

— Недавно Spotify объявили, что количество ваших пользователей достигло 40 млн, из которых 20 млн платят за премиум-аккаунты. Как вам удалось достичь таких показателей?

Spotify был основан 8 лет назад, так что у нас было достаточно времени для того, чтобы заполучить надежную пользовательскую базу. И еще я думаю что модель, которую мы используем – freemium, где ты начинаешь пользоваться продуктом бесплатно, а потом платишь, если тебе нравится — доказывает, что наш продукт очень прилипчивый. Я имею в виду, что чем больше его используешь, тем популярнее он становится, ты хочешь использовать его больше, и тогда ты начинаешь платить.

Spotify был запущен в то время, когда в Швеции был очень высокий уровень пиратства. Сейчас этого больше нет: стриминговые сервисы значительно уменьшили масштабы пиратства, сформировав новую модель поведения у пользователей. Цифры демонстрируют, что люди находят их такими простыми в использовании и такими интересными, что готовы за них платить. Просто потому, что это просто и они пользуются этими сервисами каждый день.

— То есть, вы считаете, что будущее — за freemium?

Для нас – определенно. Мы так работали с самого первого дня.

— Сейчас страны, где присутствует Spotify, в основном развитые страны с невысоким уровнем пиратства и достаточно обеспеченными жителями, которые могут себе позволить платить за премиум-аккаунт. Но как вы планируете продвигать свой продукт на развивающихся рынках?

На данный момент мы запущены на 56 рынках и продолжаем расширяться, но есть несколько больших рынков, до которых мы еще не добрались. В частности, это Россия, Япония и Бразилия – эти страны стоят очень высоко в нашем списке приоритетов. Мы никогда не говорим о том, когда будем запускать сервис на новых рынках, но, конечно, мы очень заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно скорее.

Жители некоторых из этих стран, возможно, не имеют очень высоких доходов, но мы уже запустились в большей части Латинской Америки, где тоже подобная ситуация. Наш подход к ним — бесплатный доступ к сервису именно с мобильных устройств.

Большинство наших пользователей сейчас заходят на сервис с мобильных устройств. Когда мы только начинали строить Spotify, это было приложение для настольных компьютеров. Но компьютеры — больше не основной канал, в основном пользователи приходят именно с мобильных гаджетов.

В декабре прошлого года мы дали пользователя возможность пользоваться Spotify с мобильных устройств бесплатно. Это – ключ к таким рынкам, потому что большинство из живущих там людей, вероятно, никогда не будут платить за доступ к Spotify. И это нормально, потому что они все равно могут слушать музыку. На Spotify есть реклама, так что нам не требуется, чтобы все использовали премиум-аккаунты.

— Вы сказали, что смартфоны сейчас главный канал, через который пользователи получают свою музыку. Чем еще отличается подход для мобильных устройств, от того который вы используете для ПК?

Сейчас почти все наши усилия фокусируются на улучшении мобильного канала, потому что он так быстро растет.

Некоторые вещи важнее для мобильных устройств, например, возможность, всегда иметь свою музыку при себе. Сегодня, когда вы платите за мобильный Spotify, вы получаете возможность качать песни и хранить их на своем устройстве, так что, даже когда вы не подключены к сети,
вы все равно можете проигрывать их. Это одна из тех вещей, которая, конечно, не слишком важна на декстопе, но для мобильных устройств она является ключевой

Другие вещи, которые интересны в мобильной версии — все мобильные устройства знают, где они находятся. Что, если функция рекомендаций будут чувствительна к тому, где вы находитесь? Например, если вы приехали в Бразилию на Чемпионат Мира, вам могут порекомендовать какую-то музыку, имеющую отношение к футболу. Подобной возможности на десктопах нет.

— Как Spotify решает проблемы с авторскими правами на музыку и с деньгами, которые вы платите звукозаписывающим компаниям в разных странах? Ведь законодательства в разных странах отличаются.

У нас, наверное, лучшая команда по лицензированию музыки в мире. Я могу с уверенностью это говорить, потому что, когда Spotify только запускался, мы делали то, чего не делал никто: мы получали лицензии для бесплатного воспроизведения. Это одна из главных вещей для Spotify, потому что очевидно, что без музыки, без контента мы вообще не смогли бы функционировать.

Каждая страна отличается от других, и команды по лицензированию договариваются с лейблами отдельно в каждой стране. Если взять главные лейблы — Sony и Universal, например — это не одна компания, это по компании в каждой стране. Мы никогда не запускаемся на рынке без обладания достаточным количеством лицензий. И еще одна вещь: если бы мы запускались в России без лицензирования местного контента, это не сработало бы. Надо иметь локальный контент, глобальных мейджоров вроде Sony и Universal недостаточно. Мы не можем успешно запустить рынок без хорошего локального контента.

— Получается, это одна из причин, по которой Spotify еще нет в России?

Конкретно этот случай я не могу комментировать, так как я в этом не участвую, но обычно, когда мы запускаемся на новом рынке, на лицензирование уходит много времени. Мы не хотим запускаться, если не все готово. Мы не торопимся. Мы хотим поговорить с нужными людьми, договориться с лейблами, убедить их в том, что это то, чего они хотят. И, несмотря на то, что у нас лучшая команда, на это уходит много времени. Мы хотим побыстрее запуститься в России, но пока это в процессе.

— Сейчас приоритет Spotify — мобильные устройства, но что будет в будущем, через 5-10 лет? Носимые устройства?

В последнее время очень много говорят о носимых устройствах. Я уверен, в этом году мы увидим новинки и от Google, и от Apple, но пока мы только думаем об этой платформе, потому что для этого еще очень рано. Мы еще не увидели, как она затронет широкого потребителя, будут ли простые пользователи ходить с носимыми устройствами. Но я думаю, что этого стоит ожидать, особенно когда речь идет о небольших вещах: браслетах, часах.

— Что является главным отличием Spotify от конкурентов, что делает его особенным? И кто его главные конкуренты?

Это зависит от региона, в котором вы находитесь. США достаточно сложный регион, там много конкурентов, но Spotify — самый крупный сервис в своем классе. Spotify — единственный глобальный сервис, который предлагает стриминг любой музыки в любом месте. Конечно, всегда есть YouTube, но он больше для видео и у них нет платного доступа. Пока мы не видим их как конкурента – скорее, YouTube дополняет Spotify.

Что делает нас особенными... во-первых, это бесплатный доступ. В США есть подобные компании, но не глобальны. Это главное отличие Spotify от конкурентов. Кроме того, у нас есть некоторые
эксклюзивные группы, такие как Led Zeppelin, но в будущем, я думаю, у всех будет одинаковая музыка. Разница в том, как вы слушаете эту музыку.

Новости и материалы
Экс-полковник СБУ заявил, что Зеленский находится «под колпаком» британских спецслужб
Ким Чен Ын высказался о переговорах с США и КНДР
В Гидрометцентре рассказали, когда в Москве начнутся морозы до -9°C
Россияне рассказали, сколько потратят на подарки ко Дню матери
Сенатор предложил защитить бизнес от военных угроз в новых регионах России
Байден возмутился решением МУС арестовать Нетаньяху и Галанта
В офисе премьера Британии пообещали исполнить решение МУС по Израилю
Депутат предложил перекрасить Пентагон в «цвет дурдома»
Психолог объяснил, как доработать год, если настроение уже новогоднее
Арестовано имущество экс-замглавы Петербурга Лавленцева
Трамп предложил экс-прокурора Флориды на пост министра юстиции США
Токаев призвал усилить безопасность страны
Россияне назвали самые эффективные методы борьбы с осенней хандрой
Иракские группировки совершили новую атаку на Израиль
На Западе объяснили решение Байдена разрешить Украине удары вглубь России
В США рассказали, как пуск «Орешника» повлияет на их политику в отношении Украины
Главы регионов Донбасса и Новороссии отреагировали на применение РФ «Орешника»
В «Википедии» появились статьи о российской гиперзвуковой ракете «Орешник»
Все новости