Apple начинает сотрудничество с крупнейшим оператором связи в Китае, China Mobile. Продажа смартфонов Apple iPhone с контрактом China Mobile начнется 17 января, но заключить предварительный контракт пользователи смогут уже с 25 декабря, говорится в сообщении компании.
Сотрудничество с China Mobile может придать Apple большой толчок в сторону китайского рынка и существенно повысит мировые продажи iPhone, считают эксперты.
В результате сделки Apple обретает 763 млн потенциальных клиентов.
«Китай — очень важный для Apple рынок, и наше партнерство с China Mobile дает нам возможность донести iPhone до пользователей самой большой мобильной сети в мире», — прокомментировал сделку глава Apple Тим Кук.
Компания столкнется с определенными трудностями, стремясь покорить китайский рынок мобильных устройств, отмечают аналитики. Смартфоны от Apple доминируют в США и популярны в Европе, однако китайские пользователи чаще всего отдают предпочтение устройствам на Android, в частности, из-за более доступной цены. Некоторые китайские производители гаджетов, например Huawei, Coolpad и ZTE, предлагают Android-смартфоны по цене до $100, в то время как iPhone 5c стоит $739, а iPhone 5s — $871. Цены на iPhone для пользователей China Mobile будут обнародованы позже, уточняет Apple.
iPhone — всего лишь пятый по популярности производитель смартфонов в стране, первые четыре позиции занимают корейская Samsung и китайские компании Huawei, Lenovo и Yulong.
Сравнительно небольшие продажи iPhone в Китае отражаются и в уменьшении доли компании на мировом рынке смартфонов: в третьем квартале 2013 года она составила 12,1%, а годом ранее — 14,3%, по данным исследовательской компании Gartner.
При этом компания Lenovo (третье место в рейтинге), продающая подавляющее большинство своих смартфонов в Китае, увеличила свою долю рынка с 4,1 до 5,1%. Доля Samsung осталась прежней — 32,1%.
Несмотря на это, многие эксперты настроены оптимистично и убеждены, что Apple сможет продать значительное число смартфонов через China Mobile.
Вторая причина, по которой Android-смартфоны так популярны в Китае, — то, что, в отличие от других стран, в этой стране доступно значительно больше приложений для Android, чем для iOS. Официальный магазин приложений Google Play недоступен в Китае, однако пользователи могут обратиться к десяткам альтернативных магазинов, через которые можно скачать как лицензионные, так и пиратские приложения.
По прогнозам аналитика компании for Robert W. Baird & Company Уильяма Пауэра, благодаря сделке в 2014 году Apple может продать на 30 млн больше смартфонов, чем в 2013-м.
Прогнозы аналитика исследовательской компании Sanford C. Bernstein Тони Сакконахи скромнее: он предполагает, что продажи iPhone возрастут на 15 млн устройств. В прошлом году Apple продала 23 млн iPhone в Китае, уточнил Сакконахи.
Аналитик исследовательской компании BGC Partners Колин Джиллис настроен еще более скептически. Миллионы клиентов China Mobile уже используют «серые» iPhone, отметил он. Кроме того, в последнее время качество Android-смартфонов заметно улучшилось, из-за чего продавать смартфоны от Apple пользователям China Mobile будет не так-то просто. «За последние два года картина изменилась, — рассказал Джиллис изданию LA Times. — Время покажет, будет ли этот шаг спасением для Apple».
Apple уже долгое время пыталась добиться сделки с China Mobile, однако оператор согласился на сотрудничество только после того, как его клиенты начали переходить к другим операторам, предлагавшим iPhone. China Unicom и China Telecom, второй и третий по популярности операторы в Китае, уже долгое время сотрудничают с Apple, однако их абонентская база значительно меньше, чем у China Mobile.
Аналитики ожидают, что основной рост смартфонов в Китае придется на гаджеты нижнего ценового сегмента, так как смартфоны становятся все доступнее небогатым пользователям из небольших населенных пунктов. Таких пользователей также больше привлекут недорогие смартфоны на Android.
У китайского рынка мобильных устройств есть еще одна особенность: если в США, Европе и Японии продажа смартфонов с контрактом оператора связи широко распространена, то в Китае более двух третей смартфонов продаются «разлоченными», зачастую через интернет.
Китайские мобильные операторы не торопятся слишком активно субсидировать смартфоны на рынке, где значительная часть покупателей предпочитает бюджетные гаджеты ценой до $100. Как China Unicom, так и China Telecom в последнее время сокращают субсидирование, отмечают эксперты.
Если Apple стремится понравиться китайским пользователям, ей, вероятно, придется снизить цену на iPhone или представить более дешевую модель гаджета. Многие аналитики считали, что таким устройством станет iPhone 5c, представленный в сентябре: этот смартфон обладает чуть меньшим набором функций и стоит чуть дешевле, чем iPhone 5s, представленный одновременно с ним. Несмотря на это, гаджет нельзя отнести к числу бюджетных устройств, и китайские пользователи не проявили к нему бурного интереса.