Начнем с яркого примера, далекого от IT-сферы. В 2000 году Джордж Буш-младший стал президентом США благодаря неудобно оформленному бюллетеню для голосования. В округе Палм Бич, штат Флорида, для голосования использовался так называемый бюллетень-бабочка (butterfly ballot), который можно увидеть на иллюстрации.
Здесь хорошо видно, что имя Альберта Гора, главного конкурента Джорджа Буша на тех выборах, расположено вторым слева. Многие американцы, желая проголосовать за него, логично предположили, что необходимо пробить вторую сверху дырку. В результате они ошибочно проголосовали за Патрика Бьюконена. Из-за этого Альберт Гор недополучил несколько тысяч голосов, и на выборах победил Джордж Буш.
Так маленькая проблема юзабилити привела к глобальным историческим последствиям.
Говоря простыми словами, юзабилити – это характеристика предмета или какого-либо интерфейса, показывающая, насколько он понятен и удобен для использования. В политическом контексте, подобно описанному выше, этот термин употребляется редко. Гораздо чаще всего его применяют к веб-сайтам, мобильным устройствам, компьютерным программам и другим продуктам IT.
Современный потребитель нередко проявляет склонность выбирать не тот продукт, который дешевле или обладает большими функциональными возможностями, а тот, с которым легче разобраться. Поэтому на перенасыщенном рынке высокотехнологичных продуктов и услуг высокая степень юзабилити является серьезным конкурентным преимуществом.
С продуктами веб-разработки – интернет-сайтами – мы сталкиваемся каждый день, равно как и каждый день пользуемся смартфонами, планшетами и прочими гаджетами. «Газета.Ru» задала экспертам в области юзабилити несколько вопросов именно об этих, столь востребованных, областях их деятельности.
На наши вопросы ответили Евгений Овчаренко, руководитель проектов USABILITYLAB и Дмитрий Путилов, продукт-менеджер Центра Финансовых Технологий (ЦФТ).
Первое, о чем мы спросили уважаемых экспертов: каковы наиболее распространенные ошибки при проектировании и создании сайтов?
Евгений Овчаренко:
При создании сайтов часто допускаются две глобальные ошибки.
Первая – это отсутствие четкого представления о целях создания сайта. Из-за этого сотрудники, занимающиеся поддержкой сайта, размещают на нем информацию, исходя из собственных, далеко не всегда верных, представлений о должном. В результате получается, что сайт представляет собой плохо структурированный набор из текстов и изображений.
Вторая глобальная ошибка – это незнание и игнорирование потребностей пользователей. Владельцы сайта предполагают, что сами знают, что именно нужно их пользователям. Поэтому удобство сайта приносится в жертву красивому дизайну, предпочтениям начальства, задачам маркетинга и т.д.
Все остальные частные проблемы являются производными из этих двух. Например, из-за незнания пользователей сайт изобилует профессиональным жаргоном, непонятным для посетителей, к полям в формах отсутствуют подсказки, сообщения об ошибке выводятся на английском языке или неинформативны, поиск находит нерелевантную информацию и не прощает опечаток.
Дмитрий Путилов:
Основные ошибки связаны с не полным погружением в продукт. Это обоюдная проблема заказчика и дизайнера интерфейсов. Когда дизайнеру не достаточно аргументов для принятия решений, получаются ляпы, на которые заказчик не всегда вовремя реагирует.
Следующий наш вопрос касался популярных мобильных платформ: iOS, Android и Windows Phone. «Газета.Ru» попросила экспертов высказать свое мнение о юзабилити этих платформ, об их достоинствах и недостатках.
Евгений Овчаренко:
Достоинства и недостатки всех мобильных платформ зависят от того, с какой целью вы собираетесь их использовать.
Общие же проблемы всех устройств на данных платформах связаны в основном с размерами экрана и технологическими ограничениями. Поскольку вся информация, которую необходимо отобразить, в экран может не умещаться, разработчику приходится как-то решать эту проблему, и эти решения могут быть далеко не оптимальными (слишком мелкие шрифты, неочевидные пункты меню и т.п.).
Технологические ограничения связаны в основном с отображением мультимедийного контента. На данный момент только устройства на базе Android умеют отображать Flash, ни в Windows Phone, ни в iOS такой возможности нет. Кроме того, в отличие от устройств на базе Android, устройства с Windows Phone и iOS могут отображать только видео, размещенное на канале YouTube.
И все же, у подобных устройств есть одно существенное преимущество, благодаря которому миллионы людей готовы забывать обо всех их недостатках. Пользователь наконец-то перестает быть привязанным к своему компьютеру и получает возможность выполнять свои задачи буквально на бегу.
Дмитрий Путилов:
Особенность интерфейсов iOS – сходство элементов с объектами материального мира. Благодаря этому пользователь сразу понимает, что это такое и как им пользоваться. Такой интерфейс удобен, к нему легко привыкнуть новичкам.
Все приложения для устройств с iOS проходят контроль со стороны Apple, что позволяет исключить программные продукты, откровенно не подходящие по дизайну. И хотя в последнее время в AppStore появляется все больше приложений с «не каноническим» для iOS интерфейсом, тем не менее, iOS остается «культовой» платформой, очень легкой для освоения.
Android принципиально отличается отсутствием единого интерфейса, общих для всех приложений правил. Каждый разработчик делает свое приложение так, как считает нужным. С одной стороны, это свобода творчества, с другой – результат в виде зоопарка самых разных программ, нередко неудачных.
Учитывая это, Google начиная с выхода 4-й версии Android провела значительную работу над интерфейсом и предоставил разработчикам подробные инструкции, как «правильно» разрабатывать интерфейсы. Правда, это рекомендации, запрещать публикацию «не подходящих» приложений не планируется.
В том числе и благодаря такой открытости Android зарекомендовал себя как система для продвинутых пользователей, которая требует больших усилий, чтобы научиться с ней работать.
В заключение «Газета.Ru» попросила экспертов кратко описать современные тренды в области юзабилити. Можно ли на их основе предположить, что ждет интернет-пользователей в ближайшем будущем?
Евгений Овчаренко:
Можно выделить четыре основных тренда:
— упрощение интерфейсов
— персонализация контента
— рост влияния социальных сетей
— дальнейшее распространение мобильных устройств.
Упрощение интерфейсов
Многие ресурсы только сейчас начинают приходить к пониманию, что больше – не всегда значит лучше. Недостаточно вывалить на сайт всю имеющуюся информацию, как это делалось несколько лет назад. Теперь пользователи ожидают, что на сайте будет логика, иерархия и структура. Самое главное должно быть самым заметным, остальное можно скрыть или не отображать вовсе.
Персонализация контента
Персонализация – один из важных способов повышения лояльности пользователя к ресурсу. Одно дело, когда пользователь видит информацию, предназначенную для некой безликой массы. Другое дело, когда пользователь видит то, что может быть интересно именно ему: специально подобранные для него новости, подходящие ему товары или услуги, которые могут помочь именно ему в выполнении его задач. Современные технологии позволяют сайтам автоматически подстраиваться под потребности пользователя, основываясь на данных о его поисковых запросах, просмотренных страницах и т.д.
Рост влияния социальных сетей
Социальные сети все глубже проникают в жизнь людей. С их помощью люди делятся новостями и обсуждают свой опыт взаимодействия с различными компаниями. Упоминание о сайте в социальных сетях может существенно повысить его популярность. Вот почему на многих сайтах сейчас можно увидеть «социальные кнопки», при помощи которых пользователи могут обратить внимание своих друзей на заинтересовавшую их страницу.
Распространение мобильных устройств
Стоимость планшетных компьютеров и смартфонов уменьшается год от года, а разнообразие моделей при этом растет. Все больше людей покупают себе эти устройства и выходят через них в интернет.
Соответственно возникает необходимость адаптировать интернет-ресурсы для отображения на мобильных устройствах.
Сейчас становится популярным подход, называемый Response Design. Сайты, спроектированные в рамках данного подхода, автоматически корректно отображаются на любом мобильном устройстве, подстраиваясь под размер его экрана, поэтому необходимость разработки отдельной мобильной версии для каждой платформы отпадает.
Дмитрий Путилов:
Сейчас тренды так или иначе обусловлены touch-интерфейсами мобильных телефонов и планшетных компьютеров. Пока полностью не раскрыт потенциал touch-интерфейсов, резкого перехода к чему-то совершенно новому не будет. Вместе с тем, гиганты IT-индустрии уже работают над интерфейсами будущего: появляются очки с дополненной реальностью, всевозможные мобильные помощники.
Если смотреть на вопрос детальнее, то среди значимых трендов можно отметить, например, максимальное упрощение. В интерфейсах используются простые объекты с минимумом деталей, острыми краями, однотонными цветами. Особенно это заметно в Windows Phone и, чуть в меньшей степени, в Android. Простые формы легче воспринимаются.
Еще один распространенный подход – дизайн «в стиле iPhone». Он проявляется в использовании эффектов стекла, мокрого пола для отражения объектов; элементы интерфейса создаются похожими на объекты реального мира, что позволяет интуитивно понимать их назначение.