DuckDuckGo — малоизвестная поисковая система, еще в начале июня 2013 года она обрабатывала всего 1,7 миллиона запросов ежедневно (для сравнения: поисковик Google каждый день обрабатывает 13 миллиардов запросов). Однако уже через несколько дней после того, как была обнародованаинформация о программе PRISM, с помощью которой Агентство национальной безопасности США получало доступ к серверам компаний, включая владельцев крупнейших в мире поисковых систем — Google, Microsoft и Yahoo, число ежедневных запросов DuckDuckGo превысило 3 миллиона и продолжает стремительно расти. Об этом создатель поисковика Гэбриел Вайнберг рассказал газете Guardian.
DuckDuckGo (DDG) — поисковая система с открытым исходным кодом, основанная в сентябре 2008 года. Политика DDG особо подчеркивает конфиденциальность предоставляемых пользователями данных, отказ от записи и хранения пользовательской информации и от слежения за пользователями.
В отличие от большинства поисковиков, таких как Google, «Яндекс» или Bing, DuckDuckGo не использует «пузырь фильтров» (Filter bubble), то есть не учитывает прошлые запросы пользователя для определения того, какая информация больше всего ему интересна. DuckDuckGo по умолчанию использует работу между клиентом и сервером по протоколу HTTPS, работая по алгоритму шифрования RC4 с ключом 128 бит.
Поисковик не использует cookies и не хранит данные об IP-адресах пользователей, не предлагает залогиниться и по умолчанию зашифровывает связь, а значит, не имеет в своем распоряжении информации, которая могла бы представлять интерес для кого бы то ни было, в том числе для спецслужб. Вайнберг создал свой поисковик в 2008 году, когда обратил внимание на растущее число «ненужных» сайтов в результатах поиска Google. Он решил, что DuckDuckGo не будет хранить данные пользователей, так как они содержат слишком много личной информации.
Поисковые запросы — самая личная информация из всей, что люди публикуют в Интернете, убежден Гэбриел Вайнберг. Люди публикуют в социальных сетях то, чем хотят поделиться, но их поисковые запросы порой раскрывают их скрытые беспокойства, желания и интересы. «Не поймите меня неправильно. Если вы спросите людей о важности приватности их поиска, они ответят, что это очень важно, но при этом практически никто не пытается сделать свои поисковые запросы анонимными», — отмечает Вайнберг в сообщении на своем сайте.
Самый популярный в мире поисковик Google хранит не только поисковые запросы пользователей, но и IP-адреса, с которых они обращались. «То, что Google обязательно должен хранить всю эту информацию, — миф. Почти все деньги, которые они получают, основаны на том, что пользователь печатает в строке поиска», — отмечает Вайнберг.
Популярность анонимных поисковиков и подобных им сервисов растет, но для защиты информации пользователей этого будет недостаточно, считают эксперты.
Анонимные поисковики достаточно эффективно защищают от сбора информации о пользователях самими поисковыми системами, а также от злоумышленников, которые могут «перехватывать» канал связи, однако сами владельцы анонимных поисковиков могут хранить эти данные, отмечает эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Ложкин.
«Какой-то рост популярности анонимных поисковиков на волне последних событий, безусловно, будет, и это уже заметно, — сообщил он «Газете.Ru». — Люди интересуются программными способами защиты каналов связи и шифрования информации, это видно по всплеску активности на специализированных форумах». Однако, по мнению Сергея Ложкина, в итоге все вернется на прежний уровень, обывателю это будет вряд ли интересно, и вопросы анонимности будут обсуждаться лишь в достаточно узкой среде.
Для обычных пользователей применение анонимных поисковиков на регулярной основе пока не вошло в привычку, однако стремление к большей анонимности — естественная тенденция для пользователей из многих стран мира, соглашается руководитель пресс-службы компании «Доктор Веб» Кирилл Леонов. «В конце концов, они задаются вопросом, что кто-то сохраняет их приватную информацию в большой черной коробке. При этом никому из пользователей до конца не известно, какие массивы приватной информации туда попадают и каким образом они анализируются», — пояснил он «Газете.Ru».
При этом у российских пользователей сейчас «слишком много других проблем», говорит Леонов. «Им просто пока не хватает времени в массовом порядке задуматься о том, что сохранение данных об их серфинге в Сети теми же поисковыми системами содержит в себе какую-то угрозу. Так или иначе, российские пользователи начнут об этом задумываться, и популярность тех же анонимных поисковиков может с годами возрасти», — предполагает Кирилл Леонов.
Ведущий вирусный аналитик компании ESET Артем Баранов убежден, что у большинства пользователей нет необходимости в браузерах вроде DuckDuckGo. «Обычный пользователь для получения определенного уровня анонимности, которая, по существу, и не нужна абсолютному большинству пользователей, едва ли будет менять свой любимый браузер или поисковую систему на что-то новое», — рассказал он «Газете.Ru». Все больше людей предпочитают использовать поисковые системы, работая в них под своими аккаунтами, которые включают в себя и почту, и cloud-сервисы, и многое другое. Вряд ли у пользователя есть особенная надобность в использовании специальных средств для защиты личных данных, кроме стандартных, предполагает Баранов.