Цветочный букет можно сравнить с бутылкой вина. На первый взгляд, такая аналогия кажется весьма абсурдной, но в ней есть разумное зерно: само слово «букет» — это то, что определяет качество напитка. Так же и составляющие цветочной композиции определяют ее исключительность и уникальность. Букет из трех поникших гвоздик тоже имеет право на существование, как и бутылка дешевого портвейна. Но есть ценители и знатоки, которые выбирают красоту и необычность цветовых и фактурных решений. Такой букет – это уже высокое искусство «цветочного купажа».
Мода на цветы меняется не так быстро, как на одежду или обувь, тенденции формируются и перетекают медленно и неспешно, но и здесь важна актуальность. Да-да, именно актуальность. В цветочном мире есть свои тренды. Правда, как показывает опыт, российские потребители не совсем «вписываются» в мировые флористические тенденции. Так, по мнению Зои Норбутайте, победителя конкурса «Московская весна» и призера чемпионата России по профессиональной флористике,
отечественным флористам приходится балансировать между мировыми тенденциями и специфическими предпочтениями российских потребителей.
«В Европе сейчас наиболее актуальны простые и вместе с тем элегантные букеты, как будто сорванные на деревенском поле, без пышной нарочитой обертки, в естественном обрамлении зеленых листьев. Экзотические сочетания, которые были актуальны на Западе еще в прошлом году, отошли там на второй план, а у нас они, наоборот, сейчас на пике популярности –
цветочная мода в Россию приходит с запозданием.
В российских флористических салонах сейчас очень востребованы орхидеи различных видов, анемоны, стефанотисы. Раньше мы таких названий и не слышали, за последние пять лет появилось столько новых экзотических цветов! И тем не менее первое место по продажам по-прежнему занимают розы,
ну любят россияне бордовые розы, и ничего с этим не поделаешь!»
— поделилась с нашим корреспондентом наблюдениями Зоя Норбутайте.
Ставший «классическим» любимый вариант всех российских мужчин — букет из больших однотонных бордовых роз на длинной ножке – мог бы напугать европейскую женщину, привыкшую к совершенно другим букетам. По словам Павла Черняка, представляющего в этом году Россию на чемпионате Европы среди юниоров EURUFLEURS,
если на Западе считается культурным подарить изысканную бутоньерку, то для российского потребителя это значит, что «нет денег на приличный букет».
«В Европе букеты очень аккуратные, простые. А у нас любят большие объемные «веники» из роз, хризантем, гербер, гвоздик — это основной привычный набор для покупателя.
Новое сложно приживается, и тем не менее явные сдвиги в сторону прогресса заметны: название «ранункулюсы» (род лютиков – ред.) три-четыре года назад звучало, как матерное слово, а сейчас многие покупатели разбираются даже в сортах этих цветов. Хотя розы все равно идут отдельной строкой, но спрос на них уже не такой активный, как раньше. Если еще пять лет назад они составляли 70–80% ассортимента, то сейчас уже 40%», — отмечает флорист. В этом году Павел Черняк советует отдавать предпочтение простым и незатейливым цветам в букетах — тысячелистнику, ромашке, колокольчику, лютику.
Другая тенденция цветочной моды — не в скромном минимализме, а, напротив, в усложнении букета, когда флорист стремится как можно дальше отодвинуться от естественных природных форм, используя цветы и зелень как своеобразный строительный материал.
«В моде — букеты необычных форм и сочетаний, — говорит Роман Зарубин, победитель чемпионата России по профессиональной флористике, участник кубка Европы среди профессиональных флористов. — Два-три года назад на различных чемпионатах появились букеты с использованием неожиданных материалов: полевых трав, сухих веток, ягод, овощей, фруктов. Тогда это было так неожиданно и ново, а сейчас такие букеты уже можно встретить почти во всех приличных салонах».
В этом году Роман советует выбирать в первую очередь оригинальность, но при этом не забывать о возрасте и половой принадлежности того, кому предназначен подарок: «Почему-то есть такой стереотип о том, что «мужские» цветы – гвоздика и гладиолус, но это не так. Сорт цветка не имеет ровно никакого значения, главное — его цвет.
Более светлые и более контрастные букеты дарят женщинам, а чуть более темная гамма с применением синего, терракотового и бордового оттенков будет уместна в подарок для мужчин».
Также явный тренд этого сезона — это обилие зелени в букете и натуральная оболочка: ведь в Европе уже давно отказались от искусственной обертки в пользу живых листьев и стеблей, которые используются для скрепления букета вместо пластиковых лент.
Самым заметным признаком «модного» букета, по мнению Романа Зарубина, является необычная форма. И здесь фантазия флористов не знает границ, создавая букеты в виде мишек, дамских сумочек, гоночных машин и прочих наглядных и милых сердцу предметов. Правда, стоят такие произведения флористического искусства недешево, от 10 тысяч рублей и выше, в зависимости от величины «букета» и цветов, из которых он сделан.
Преобладание формы над содержанием как главный тренд в высокой цветочной моде отмечает и призер международных и российских выставок Анна Кузнецова. «Сейчас самое актуальное направление во флористике как в искусстве — это составление новых конструкций на основе обычных цветов.
Флористы преобразовывают растение по-новому: армируют цветок, разбирают его на составные части, используют клеевую технику и «выклеивают» что-то совершенно новое и необычное»,
— рассказала она «Газете.Ru». Правда, по словам флориста, покупателю такое искусство не всегда нужно.
«Большинству российских потребителей нужна бордовая роза на высокой ноге в жутких пластиковых рюшках. Это такая безвкусица! Но если флорист не ленится, не зажат рамками работодателя и хочет создавать модные и креативные букеты, то у покупателя есть возможность ее видеть и выбирать между банальной розой и букетом, имеющим свою эмоциональную окраску», — уверена Анна Кузнецова.