Теперь одна из самых дорогих яхт в мире — по неофициальным, но довольно-таки достоверным данным — принадлежит российскому гражданину, бывшему губернатору одного отдаленного региона.
Дорогие, суперлюксовые яхты могут быть какими угодно — как традиционными, с гордо летящими крыльями парусов, деревянной палубой и надраенной, горящей на солнце «медяшкой», так и суперсовременными — с радарами над рубкой вместо парусов.
Единственный неотменимый критерий класса дорогого судна — длина не менее 30 метров. Максимальная длина не оговаривается и порой оказывается довольно внушительной.
Например, длина одной из лидеров в списке роскошных яхт Savarona - 124 метра, Pelorus, построенной в 2003 году по проекту известного кораблестроителя Тима Хейвуда купленной Романом Абрамовичем у саудовского шейха Модхассана за, по разным данным, от 130 до 140 миллионов долларов, — 115 метров, а легендарной Christina O, бывшей собственности миллиардера Онассиса, — 99 метров.
Разумеется, те огромные деньги, которые владельцы вкладывают в своих морских и океанских красавцев, они платят не только за метраж палубы.
Современные яхты суперкласса, построенные на верфях одного из признанных производителей, — Azimut, Baglietto, Cranchi, Fairline, Ferretti, Lurssen, Pershing, Perini Navi, Princess, Regal, Riva, SeaRay, — оснащением и возможностями почти не уступают флагманам военно-морского флота.
Например, у уже упоминавшейся Pelorus на борту (помимо крытого бассейна, джакузи и прочих роскошеств) имеются система обнаружения баллистических ракет, две вертолетные площадки и даже маленькая субмарина. А 63-метровая крейсерская яхта Polar Star, которую можно зафрахтовать за 450 тысяч долларов в неделю, является, по сути, ледоколом и способна совершать плавания в холодных антарктических и арктических водах.
О внутренней отделке можно и не говорить — на корабле подобного уровня нет и не может быть заурядных деталей.
Покрытия палубы и полы внутренних помещений изготавливаются из дорогих пород дерева, как и стенные панели и фурнитура. Отделка номеров и ванных мрамором и дорогими тканями — в порядке вещей, а ценные произведения искусства становятся милой интерьерной деталью. Например, на одной из самых дорогих в мире яхт — Phoenix, оформленной в стиле ар-деко, зафрахтовавшие ее гости за полмиллиона долларов в неделю могут любоваться подлинниками Шагала, Матисса и Пикассо, пользоваться услугами дайвинг-центра и предаваться неге в ванне из оникса с золотыми кранами.
Парусные яхты, созданные не только для расслабленного отдыха, но и для участия в гонках и регатах, зачастую не уступают моторным ни по части ходовых качеств, ни в том, что касается внутреннего оформления.
Один из ярких примеров лодок этого рода — 44-метровая Parsifal III, принадлежащая миллионеру Киму Вибе-Петерсену. Интерьер яхты разработал французский дизайнер Реми Тессье: полы в салоне он выстелил деревом венге, а встроенная мебель сделана из эбенового дерева. При этом ходовые качества лодки выше всяческих похвал благодаря облегченному алюминиевому корпусу и мачтам из углепластика. Фрахт судна обойдется в 400 тысяч долларов в неделю.
Есть яхты, которые целиком представляют собой дизайнерские творения.
Например, сравнительно небольшая 42-метровая лодка RC Freedom, принадлежащая экстравагантному итальянскому дизайнеру Роберто Кавалли. Она выкрашена специальной краской, подобранной самим кутюрье, и меняет цвет в зависимости от освещения и угла зрения восхищенных наблюдателей. Guilty, яхту миллиардера Дакиса Жанноу, раскрасила британская художница Сара Моррис — лодка стала похожа на гигантское полотно абстракциониста. А каюты яхты, принадлежащей модельерам Доменико Дольче и Стефано Габбана (она пышно именуется Regina d'Italia — «Итальянская королева»), оформлял дизайнер интерьеров Феруччио Лавиани, который делал то же самое для роскошных бутиков Dolce & Gabbana.