Мэрилин любила одиннадцатисантиметровые шпильки, Одри Хепберн — простые балетки, Джуди Гарланд — фантасмагорические «платформы». Все эти артефакты можно увидеть в Столешниковом переулке, где в честь трехлетнего юбилея магазина Ferragamo проходит выставка уникальных экспонатов. Под стеклом покоятся шелковые туфли Софи Лорен, бархатные лодочки Монро, золотые босоножки бразильской танцовщицы Кармен Миранда, изготовленные в 1936 году. Здесь можно умилиться 35-м размером Мэрилин, удивиться футуристическому виду босоножек Джуди Гарланд или восхититься лауреатами модного «Оскара» — «невидимыми» босоножками из лески. Феррагамо обувал великих женщин, великие женщины обожали Феррагамо.
Правильная обувь поддерживает свод стопы так, как если бы ее обхватить рукой; ни один палец не должен упираться в носочную часть обуви. Вы должны чувствовать себя комфортно десять секунд спустя после того, как наденете новые туфли, утверждал знаменитый сапожник.
Сальваторе Феррагамо родился в конце позапрошлого века в итальянской деревне, на земле, где все умеют шить обувь. В 8 лет он сшил первые ботинки, в 12 — открыл свою обувную мастерскую, в 16 — уехал в США и вскоре уже обувал весь Голливуд. Пола Негри и Мэри Пикфорд, Рудольф Валентино и Глория Свенсон были его постоянными клиентами. Чтобы делать совершенную обувь, он выучился анатомии и математике. Он был первым, кто сделал туфли на каблуках удобными в носке. Он изобрел танкетку.
Случилось это благодаря Бенито Муссолини. В 1936 году, когда Феррагамо работал во Флоренции, началась эфиопская кампания. Вся высококачественная сталь, из которой мастер привык изготавливать супинаторы, была реквизирована для военных нужд. Супинаторы стали ломаться, каблуки — шататься, и дамы приносили туфли обратно, Феррагамо их чинил снова и снова, но видел, что это замкнутый круг. И тогда он решил заполнить пространство между пяткой и носочной частью пробковым деревом с Сардинии. Туфли выглядели странно и необычно. Осталось найти даму, которая примерит их первой.
Дама ахнула: «Синьор Феррагамо, я никогда их не надену, они ужасны!» Танкетки стали сенсацией, мода на них обошла весь мир.
Среди изобретений Феррагамо — сандалии на завязках в древнеримском стиле, сделанные им для голливудского фильма в 20-е годы. Прежде женщины не представляли, как можно прилюдно обнажить ступню. И надели сандалии лишь после того, как настоящая индийская принцесса, для которой было привычно показывать ноги, появилась в них на светском рауте, о чем немедленно написали газеты. Именно Феррагамо первым начал экспериментировать со шкурами экзотических животных и рыбьей кожей. Феррагамо придумал открытые туфли с разноцветными вкладками и каблук-клетку, состоящий из прутьев.
Однажды к Феррагамо пришла богатая дама и, прождав маэстро несколько часов, попросила его разуться и снять носки. Убедившись, что ступни самого мастера в идеальном порядке, она сняла туфли и попросила его сшить ей пару ботинок.
Работать со звездами было непросто, однако Феррагамо удавалось помнить все привычки и капризы знатных особ. Так, графиня Виндзорская никогда не надевала новинок, а заказывала себе во множестве одинаковые туфли из белого атласа, чтобы красить их в тон платьям. Марлен Дитрих надевала каждую пару туфель лишь два раза. Для первой леди Аргентины Эвиты Перон Феррагамо сочинял самые безумные туфли за самые безумные деньги. Любовница Муссолини Клара Петаччи соревновалась в обувной страсти с Эвитой. После ее казни в ателье Феррагамо осталось полсотни заказанных и неоплаченных пар. Грету Гарбо он научил носить каблук и сшил ей 70 пар туфель.
Феррагамо приходилось обувать даже Еву Браун, за что его позже обвинили в симпатиях к нацизму. Но его интересовали только ноги и туфли.
В попытке лучше понять своих клиенток мастер разделил их на Золушек, Венер и Аристократок. Вероятно, это была первая в мире подобная классификация. Золушки с ножкой меньше 6-го (36-го размера), утверждал мастер, женственны, к тому же большие любительницы мехов и драгоценностей, Венеры красивы, обаятельны, изысканны и противоречивы, Аристократки с 38-м размером чувствительны и благородны.
Золушками были Мэри Пикфорд и Джина Лоллобриджида, Эвита Перон и Ава Гарднер. Венерами — Рита Хэйворт и Анна Павлова, Ева Браун и королева Елизавета. Аристократками — Одри и Кэтрин Хепберн, Грета Гарбо, Ингрид Бергман и Лорен Бэкол.
На самой знаменитой фотографии, сделанной в 1955 году, Феррагамо сидит в окружении сотен колодок из дерева, подписанных именами легендарных звезд Голливуда. Незадолго до своей смерти в 1960 году Феррагамо успел написать автобиографию, которую назвал «Сапожник мечты». После кончины Феррагамо компания осталась семейным предприятием и все так же обувала Голливуд: Мадонну в роли Эвиты, Дрю Бэрримор в роли Золушки, китайскую актрису Жанг Зийи в фильме «Крадущийся дракон», Бриджит Бардо, Джулию Робертс и Мерил Стрип.
Сегодня в музее дворца Спини-Ферони, принадлежащего дому, хранятся десять тысяч пар обуви, созданной Феррагамо с 1920-х по 60-е для самых знаменитых людей столетия. Два десятка пар пробудут в Москве до 20 сентября.