Осетинская сказка Габулова
В изначальном расширенном списке футболистов для подготовки к Кубку конфедераций присутствовал голкипер «Зенита» Андрей Лунев, а вот Владимира Габулова, на тот момент еще висевшего с тульским «Арсеналом» на грани вылета в ФНЛ, не было.
Когда стало понятно, что ярко проявивший себя по ходу сезона сначала в «Уфе», а затем и в санкт-петербургском «Зените» Лунев национальной команде не поможет, Черчесов дополнительно вызвал вместо него как раз Габулова.
Тогда это решение вызвало много разговоров и шуток о помощи одного осетина другому. Действительно, нельзя сказать, чтобы Габулов, некогда по праву считавшийся одним из лучших вратарей страны, провел такой уж сильный сезон. Владимир не становился героем в матчах «Арсенала» и не тащил на своих плечах команду.
Да, на стороне Габулова богатый опыт, но всем было понятно, что никакой перспективы выбраться из-за спины Игоря Акинфеева, безоговорочного первого номера сборной, ни у кого нет, так почему не пригласить на сбор, скажем, Никиту Медведева из «Ростова», побившего этой весной рекорд Акинфеева по «сухим» минутам в чемпионате России?
Впрочем, практически никто не сомневался, что именно Габулов и станет четвертым, отцепленным вратарем в составе и на Кубок конфедераций в заявку не попадет.
На деле же Габулов в составе, примеряет экипировку с 12-м номером и готовится к турниру, а уфимец Александр Беленов отправляется в отпуск до начала сборов своего клуба.
С чем связаны решения заявить Габулова и не заявлять именно Беленова? Ответ может дать действительно только Станислав Черчесов, потому что решение кажется на самом деле странным. Но порассуждать все же можно, так как логика наставника прослеживается.
Почему в команду попал Габулов? Причин, кажется, три, и все они на поверхности, а две из них были уже названы выше. Во-первых, с первым номером сборной все понятно и так, а за Габулова говорит его опыт.
К тому же Черчесов отлично знаком с этим вратарем по работе в «Динамо», и скорее этот фактор является определяющим, а не принадлежность специалиста и его подопечного к осетинскому народу. Впрочем, в качестве четвертой причины можно указать и это обстоятельство, становящееся дополнительным плюсиком при прочих равных.
Что касается Беленова, то фактически выбор Черчесова стоял между ним и Гилерме. Честно говоря, оба варианта видятся столь же неоднозначными, как и вызов Габулова.
Гилерме — голкипер хорошего уровня, давно играющий за «Локомотив», говорящий по-русски, но звезд с неба все же не хватающий. Сказать, чем он лучше молодой поросли талантливых российских голкиперов, сложно.
Пожалуй, его вызов, как и на Евро-2016 годом ранее, похож на сигнал для других сильных иностранцев из РФПЛ: принимайте российское гражданство, и дорога в сборную на чемпионат мира – 2018 вам будет открыта.
Ну а Беленов, при всем его качественном и ярком футболе, является абсолютно слабейшим среди кандидатов в сборную по игре на линии.
Никто не пропустил в чемпионате России голов из-за штрафной больше, чем Александр, и, видимо, для главного тренера, который внимательно следит за статистикой, это стало приговором.
Другая сборная
Если перейти к полевым игрокам, то анализ состава команды надо начать с того, что, имей Станислав Черчесов в своем распоряжении всех российских футболистов, состав на Кубок конфедераций был бы совсем иным.
Главный тренер недосчитался перед турниром главного креативного полузащитника страны Алана Дзагоева из ЦСКА, ведущего форварда «Зенита» Артема Дзюбы, правого латераля из ЦСКА Марио Фернандеса, на которого делалась серьезная ставка, пусть он еще и не играл за Россию из-за бюрократических нюансов УЕФА.
Наконец, в качестве апофеоза в контрольном матче против Венгрии получил повреждение боковой и крестообразной связки колена проведший прекрасный сезон в составе московского «Спартака» и обещавший стать в сборной одновременно открытием и одним из фундаментальных игроков хавбек Роман Зобнин.
Все четверо безоговорочно были бы не только в команде, но и наверняка в ее стартовом составе на Кубке конфедераций. Без них команда будет несколько иной, а главному тренеру прибавилось головной боли.
Россия не настолько сильная футбольная держава, чтобы не замечать потерь ключевых футболистов, тем более если их сразу четверо. Фактически Черчесов получил серьезные основания для оправдания неудач. Другое дело, что пользоваться этой отговоркой главный тренер вроде бы не намерен, что хорошо и правильно.
Проблемы Семенова и Нойштедтера
В итоге к часу икс, когда нужно было публиковать состав сборной на турнир, в распоряжении Черчесова оставались только 22 полевых игрока, из которых в окончательную заявку должны были войти 20.
Ответить на вопрос, почему в нее не попали именно Андрей Семенов из «Терека» и Роман Нойштедтер из «Фенербахче», достаточно просто.
Во-первых, в других линиях у сборной России комплект и «лишних» футболистов нет. Главный тренер предпочитает схему с двумя нападающими, и при таком раскладе наличие четырех футболистов не только оптимальный, но и попросту необходимый вариант. Так что Александру Бухарову, Дмитрию Полозу и Максиму Канунникову за свою судьбу можно было не волноваться.
Ну а Федор Смолов и вовсе рассматривается в качестве главной ударной силы команды, и странно, если бы было иначе, учитывая, что он на протяжении двух сезонов является лучшим бомбардиром Премьер-лиги.
Что касается полузащиты, то ее нужно разделить на центр и фланги. На краях в распоряжении Черчесова, по большому счету, есть всего четыре футболиста, и это тоже комплект под завязку.
Слева могут сыграть Юрий Жирков и Дмитрий Комбаров, справа — Александр Самедов и Игорь Смольников. Функционал у них разный, определенные вопросы по игре этих игроков по всей бровке, особенно на правом фланге, имеются, но других-то сейчас нет, так что решение выглядит единственно возможным.
В центре на три места у Черчесова тоже логичные два состава — шесть претендентов. Нет сомнений в том, что основными будут спартаковский капитан Денис Глушаков и выросший в лидера ЦСКА Александр Головин, а Юрий Газинский, Алексей Миранчук, Дмитрий Тарасов и Александр Ерохин поборются за оставшуюся вакансию в старте и будут готовы выйти на замену.
Таким образом, остается позиция центрального защитника. Их в схеме, упорно пропагандируемой в сборной Черчесовым, сразу три, так что оставить на Кубок конфедераций в заявке надо было шесть человек, в то время как в распоряжении тренера при подготовке было восемь футболистов.
Места Георгия Джикии, Федора Кудряшова и Виктора Васина, планируемых в качестве игроков стартового состава, сомнению не подвергались, тем более что за национальную команду больше не выступает ветеранское трио из ЦСКА в лице братьев Березуцких и Сергея Игнашевича.
Вряд ли стоило опасаться за свое наличие в команде еще одному спартаковцу — Илье Кутепову. Несмотря на слабую игру весной, в том числе и за сборную, Кутепов показал себя качественным и перспективным защитником, это будущее сборной России на долгие годы, и он должен набираться опыта перед чемпионатом мира.
Кутепов сыграет со «Спартаком» осенью на групповом этапе Лиги чемпионов, а пока пообтешется в Кубке конфедераций, где наверняка получит какое-то игровое время или же просто проникнется атмосферой международного турнира.
Руслан Камболов раньше играл в полузащите, но в этом сезоне весьма неплохо выглядел в «Рубине» в центре обороны, а в казанской команде вообще мало кто играл в завершившемся чемпионате прилично.
За Романа Шишкина, который чаще играл за свою карьеру на позициях правого защитника или опорника, чем в центре обороны, говорит его опыт. А еще он универсален, и это тоже может пригодиться Черчесову.
Что касается не попавших в заявку команды Семенова и Нойштедтера, то оба смотрелись крайне неуверенно именно в сборной России, а немецкий россиянин еще и без вариантов проиграл конкуренцию за место в стартовом составе турецкого «Фенербахче» Мартину Шкртелу и Симону Кьеру, которым безбожно уступил по всем основным статистическим показателям.
Учитывая, что в резюме у Нойштедтера еще и проваленный Евро-2016, а у Семенова там же, несмотря на уже не юный по футбольным меркам возраст (28 лет), — как раз полное отсутствие международного опыта, решение «отписать» именно этих двоих напрашивалось само собой.
Выводы
Решения Станислава Черчесова по составу не во всем кажутся однозначными, но логика и определенная последовательность в них прослеживаются. Многое покажут результат и игра сборной России на Кубке конфедераций, но ясно, что специалист не изменяет выбранному им курсу.
Вообще, все решения наставника завязаны с выбором схемы 3-5-2, которую Станислав Саламович наигрывает на протяжении всего года работы с национальной командой. И здесь болельщикам остается только принимать решения главного тренера, который и отвечает за результаты своей работы.
Главный тренер сборной России упрям, уверен в себе и противоречив в решениях, но последователен. Ну а к чему это приведет, мы узнаем очень-очень скоро.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице Кубка конфедераций – 2017, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».