Представим ситуацию: возрастная фигуристка без четверных прыжков, которая только что слабо выступила на открытых прокатах из-за обострения хронической травмы спины, находится в плохой физической форме и спустя всего несколько дней должна выступать на этапе Кубка России, просится в группу к самому успешному тренеру мира на данный момент. И та соглашается.
Скажете, бред? Нет, это возвращение Евгении Медведевой к Этери Тутберидзе.
Ворох инсайдов об этом трансфере заполонил информационное пространство с самого утра, но сначала казалось, что это какая-то ошибка.
Да, Тутберидзе была указана в документах тренером Медведевой на этапе Кубка России в Сызрани (18-22 сентября), однако это легко объяснялось тем, что формально фигуристка не прекращала представлять московскую спортивную школу «Самбо-70» даже после переезда в Канаду к Брайану Орсеру. К тому же всего пару дней назад в интервью Первому каналу спортсменка рассказывала, что ее совершенно не смущает дистанционная работа со своим тренером из Торонто.
«Общение с Брайаном по видеосвязи? Поначалу было сложно, но сейчас приноровились уже. Информативных трудностей нет, так как и в «Крикете» у нас не было тактильного контакта. Да, бывает плохая связь или кто-то музыку громко включает. А так все.
У меня замечательные тренеры, которые и днем, и ночью со мной на связи. На мою утреннюю тренировку Брайан встал в 5 утра. Я ему очень благодарна, что не бросает в такой ситуации. Я уже давным-давно в России — полтора месяца или два, — и здорово быть дома, но все-таки очень-очень-очень хочется на «Toronto Cricket Club». Хотела сказать «домой». Хочется на фигурно-катательную родину, где мои тренеры»,
— трогательно признавалась Медведева.
Однако спустя два дня на Первом канале вышел уже совсем другой репортаж. На первых секундах видео Медведева тренирует вальсовые движения своей короткой программы под «Маскарад» Арама Хачатуряна, которые ей ставил канадский хореограф Джеффри Баттл на катке в Торонто. В следующее мгновение в кадре появляется Тутберидзе, показывающая спортсменке, как улучшить пафосный разворот в программе.
Ощущение столкновения двух абсолютно разных миров фигурного катания — Торонто и «Хрустального», которые в последние два года так яростно противопоставлялись, — начинает перетекать в чувство нереальности происходящего. Однако все обрубается в следующий момент, когда в кадре вновь возникает Медведева и выдает стандартные в такой ситуации слова:
«Я очень благодарна Брайану за проделанную работу. В основном я на данный момент благодарна за его понимание, так как он отнесся с глубочайшим одобрением к моему решению. Мы сохранили хорошие, теплые отношения. Никаких конфликтов, ничего. Я рада, что у меня так получилось».
По поводу возвращения к бывшей наставнице, которая жестко высказывалась о ней в СМИ после расставания, показывая личную переписку и цитируя разговоры на эмоциях сразу после поражения на Олимпийских играх, Медведева высказалась дипломатично:
«Сейчас у нас с Этери Георгиевной все хорошо. Мы встретились, поговорили и сегодня начали работу. Посмотрим».
Тутберидзе поприветствовала старую-новую ученицу сдержанным постом в Instagram: «Без громких обещаний. Просто работаем. #такбывает, #свозвращением».
Хореограф «Хрустального» Алексей Железняков оказался чуть более эмоционален.
«Я знал, что рано или поздно она одумается и вернется, по крайней мере, предчувствовал. Искренне рад возвращению Жени! Конечно, мы еще поработаем с ней. Как только она появится на катке, нас ждут танцы в зале», — приводит слова специалиста Sport24.
Татьяна Тарасова, которая занималась с Медведевой этим летом на арене ЦСКА в те дни, когда у нее не было онлайн-тренировок с Орсером, назвала возвращение к Тутберидзе «единственно верным решением».
А директор школы «Самбо-70» Ренат Лайшев и вовсе заявил, что над этим переходом работало чуть ли не все его учреждение.
«Нужно по-человечески сводить и дружить. Как в семье, иногда для примирения не хватает полушага сделать. Тутберидзе с характером, и девочки стесняются попроситься обратно. Но все решаемо.
Это не только моя инициатива, а всего руководства школы и директора «Хрустального». Целая мастерская Тутберидзе создана, и здесь не должны крутиться всякие. Ссоры яйца выеденного не стоят», — заявил Лайшев телеканалу «ТНВ».
В общем, мнение ФК-мира и, в частности, людей, приближенных к «Хрустальному», исключительно позитивно. Но остаются еще некоторые вопросы.
Зачем это Медведевой
Очевидно, что решение было принято спортсменкой довольно быстро — скорее всего, в последние пару дней после того, как случился провал на открытых прокатах.
В «Мегаспорте» фигуристка окончательно убедилась, что тренировки с Орсером по видеосвязи — это не окупающая себя трата усилий, времени и денег, поскольку 1) без ежедневного присмотра тренера случился рецидив старой травмы спины, 2) не получилось набрать оптимальные физические кондиции, хотя первый официальный турнир уже на ближайших выходных, 3) готовиться к выходу на лед в сопровождении одного телефона с лицом Брайана на экране — это не то же самое, что получать наставления от тренера, который видит спортсмена вблизи и может внести необходимые корректировки.
Останься она с Орсером, эта самоподготовка с периодическими консультациями по телефону привела бы к таким же непонятным прокатам по ходу всего сезона, как тот, что случился в «Мегаспорте».
Почему же именно Тутберидзе, а не Алексей Мишин, великолепно умеющий работать с возрастными спортсменами, или не Елена Буянова, которая вместе с Тарасовой присматривала за Медведевой в ЦСКА? Зачем эти сложные разговоры и примирения?
Все просто: у фигуристки нет времени привыкать к новому тренерскому штабу. Ей нужен максимальный результат в ближайшие два сезона — до Олимпиады в Пекине — 2022.
Медведева обещала себе выступить на этих Играх (или, по крайней мере, попытаться), и, к ее чести, она держит слово, несмотря на появление практически непобедимых конкуренток с четверными прыжками и собственные проблемы со здоровьем. Иногда кажется, что спортсменка черпает мотивацию буквально из воздуха, потому что больше неоткуда. Однако после Игр-2022 этот гештальт будет закрыт, а дальше, вполне вероятно, девушка пойдет становиться тренером или хореографом.
Так что теперь ей нужно выжать из себя максимум, а Орсер не мог девушке этого позволить. Канадский специалист, работающий по контракту со спортсменами из разных стран, не оперирует категориями «убиться, но сделать» ради какой-то высшей цели или национальной сборной: он всегда ставит на первое место здоровье фигуриста и только потом — элементы ультра-си и медали.
Даже в самом начале сотрудничества с Медведевой Орсер не бросался с энтузиазмом разучивать с ней четыре оборота, а отмечал, что ей нужно восстановиться от всех накопленных болячек и «подготовить тело». В итоге подготовка затянулась уже на два года, а четверной так и не появился, в то время как у Тутберидзе нарастили количество квадов Александра Трусова и Анна Щербакова, а Алена Косторная выучила тройной аксель.
И Медведева выбрала «убиться, но сделать» с Этери Тутберидзе, которая не будет разводить сантименты и просто дожмет до нужного результата.
Да, это риск для здоровья 21-летней спортсменки. Но Евгения прекрасно знает, на что идет и к кому возвращается. И это ее выбор. В конце концов, зачем мучать себя в спорте еще два года, если не будет никакого результата?
Зачем это Тутберидзе
В это межсезонье «Хрустальный» покинули сразу две фигуристки, выступающие на топовом взрослом уровне, — Трусова и Косторная. А если учитывать еще и ушедшую в шоу-бизнес Алину Загитову, то сразу три. Осталась только Щербакова.
Так и вышло, что у Тутберидзе появилось время и желание поработать как минимум с еще одной взрослой спортсменкой, которая в потенциале может приносить медали.
Тем более что Щербакова на открытых прокатах так и не смогла прыгнуть четверной лутц, а Косторная до сих пор не восстановила тройной аксель. Получается, что в России сейчас только одна взрослая фигуристка с элементами ультра-си в арсенале — Трусова. С такими вводными Медведева может попадать на пьедестал на каждом турнире. А если еще и выучит четверной… В общем, перспективы есть.
Нельзя забывать и о том, что для Тутберидзе это отличный имиджевый ход, — бывшая ученица как бы признала свою ошибку, вернувшись обратно.
Напомним, после их громкого расставания в 2018 году Медведева превратилась для любителей фигурного катания чуть ли не в символ свободолюбия и протеста против жесткой системы «Хрустального», где якобы не учитывалось ее мнение по поводу собственной карьеры, а на тренировках шла работа на убой, изнурившая организм и спровоцировавшая множество травм.
Недавние переходы Косторной и Трусовой воспринимались как подтверждение того, что Тутберидзе абсолютно непригодна для работы со зрелыми спортсменами, которые хотят не повиноваться, а творить сообща, и с которыми надо быть более бережным и осторожным, чем с детьми, у которых пока нет травм и чей организм готов выдерживать более высокие нагрузки.
Однако переход Медведевой начинает рушить эту теорию. А если Тутберидзе еще и сможет вернуть спортсменку в лучшую форму и при этом не «сломать», то сделает большой шаг на пути к тому, чтобы уничтожить стереотип о себе как о тренере юниорок.