Один из самых интригующих, красивых и скандальных видов спорта — фигурное катание — наконец-то полноценно возвращается после ухода на карантин в свойственном для себя драматичном стиле — в марте был неожиданно отменен взрослый чемпионат мира в Монреале, хотя юниорский ЧМ буквально накануне без проблем состоялся.
Наступающий сезон-2020/21 тоже наверняка не обойдется без драм: одно межсезонье с массовым исходом фигуристов из группы Этери Тутберидзе чего стоит, да и открытые прокаты, на которых спортсмены сборной России должны представить свои новые программы, уже преподнесли массу сюрпризов.
Потери
До прокатов, запланированных на 12 и 13 сентября в московском «Мегаспорте», оставалось совсем чуть-чуть, когда сводка новостей стала напоминать рассказ об отсутствующих.
Всего за четыре дня до старта стало известно, что с мероприятия снялись победитель чемпионата Европы — 2020 Дмитрий Алиев и серебряный призер этого турнира Артур Даниелян. Оба — по причине травм.
Также серьезные потери понес самый изящный вид — танцы на льду. Из-за проблем со здоровьем снялись чемпионы Европы — 2020 Виктория Синицина / Никита Кацалапов, а также бронзовые призеры турнира Александра Степанова / Иван Букин.
Это уже был мощнейший удар по привлекательности открытых прокатов, однако 9 сентября состоялся контрольный выстрел — участвовать отказалась Алина Загитова.
Никаких травм у фигуристки, к счастью, нет, — она просто решила сделать упор на телевизионной карьере, и времени для выступления на ОП не осталось. Только вот зрителям от этого не легче.
Ради олимпийской чемпионки фанаты выкупали целые сектора, и все билеты разлетелись за секунду. Теперь же около 200 заветных квитков снова появились в продаже, и вряд ли до завтрашнего дня ситуация сильно изменится.
В среде болельщиков даже высказываются предположения, что о решении Загитовой было известно давно (слишком уж много факторов, указывающих на фактическое завершение карьеры), но Федерация фигурного катания на коньках России (ФКККР) не сообщала об этом, чтобы продать больше билетов на мероприятие. Теперь многие зрители уже не могут их вернуть — особенно это касается фанатов из регионов, которые взяли себе невозвратные билеты в Москву и забронировали жилье.
И совсем уж припозднились с объявлением известные фигуристы-парники Евгения Тарасова / Владимир Морозов, которые последние несколько лет являются одними из лидеров сборной, — об их снятии стало известно только 11 сентября.
«В индивидуальных планах ребят открытых прокатов нет, так как им предстоит три старта за месяц, — первый и второй этапы Кубка России, а также Skate America», — сообщил один из тренеров пары Максим Траньков в комментарии РИА «Новости».
Также специалист признался, что у дуэта еще не совсем готова произвольная программа, которую было сложно поставить в виду переездов пары из США, где они постоянно тренируются, в Россию и обратно.
«В экстренном порядке накатываем программу, и еще, конечно, в ней будут изменения, поэтому мы пока даже не озвучиваем музыку к ней, еще не все устаканилось.
Есть разные варианты как музыкального сопровождения, так и последовательности элементов. Короткую же поменять не успели, да и в принципе Марина Олеговна Зуева (основной тренер. — «Газета.Ru») приняла решение ее оставить. Мы сделали в ней небольшие изменения в соответствии с техническими требованиями этого года — поддержка будет другая, тодес, а все остальное осталось», – приводит слова Транькова ТАСС.
Главные интриги прокатов
1. Евгения Медведева
Пожалуй, это самая подготовленная спортсменка в плане программ. Из-за внезапной поломки конька и трагичного снятия с чемпионата России прямо посреди турнира девушка завершила прошлый сезон уже в декабре 2019 года. Зато по этой же причине еще до карантина она успела поставить себе новые программы: короткую — под мощный вальс «Маскарад» Арама Хачатуряна, а произвольную — под жизнеутверждающую ритмичную «Алегрию» Цирка Дю Солей с глубоким вокалом канадской актрисы Франчески Ганьон.
Обе программы — творение иностранных хореографов: короткая — Джеффри Баттла, произвольная — Ше-Линн Бурн, которая в прошлом сезоне создала для Медведевой настоящий шедевр «Мемуары гейши».
Евгения является сейчас единственной фигуристкой в России, которая поставила обе программы у иностранцев (причем высочайшего уровня), и как все это будет выглядеть — одна из главных интриг сезона.
Также любопытно, в какой форме ее подвели к сезону тренеры из ЦСКА — Елена Буянова и Татьяна Тарасова. Напомним, со своим основным наставником Брайаном Орсером фигуристка лишь периодически созванивается по видеосвязи — закрытые границы Канады не позволяют ей вернуться на свой каток.
2. Александра Трусова
Русская Ракета, внезапно сменившая группу Тутберидзе на академию Евгения Плющенко в мае 2020-го, — это одна сплошная интрига. Начиная с того, как она будет вести себя с предыдущим тренерским штабом, который довольно колко комментировал ее уход в публичном пространстве, заканчивая тем, как фигуристка будет смотреться в кардинально новых образах, которые обещал ей поставить Плющенко. Напомним, олимпийский чемпион заявлял, что в следующем сезоне фигуристка предстанет «совершенно новой».
«Мой пункт номер один в жизни сейчас — это превратить Трусову в универсального солдата. То есть сделать ее не только фигуристкой с прыжковой составляющей, но и чтобы она научилась кататься, делать суперподачу в хореографии. И чтобы она собирала залы не только своими четверными прыжками, но и интересными программами и красивыми движениями, своей хореографией», — говорил Плющенко.
На открытых прокатах можно будет оценить, какие успехи сделала Русская Ракета на пути к универсальности. Также будет интересно посмотреть на новые программы, которые ей поставил сам Плющенко в паре с тренером Сергеем Розановым. По этому поводу олимпийский чемпион тоже давал много обещаний:
«Программы в этом году будут очень насыщенными, а не «разбег-прыжок», будет очень много работы на шаговые канвы, переходы; дорожки будут, как в мужском одиночном катании, — очень сложные».
Выбор музыки для произвольного номера также удивил — это три композиции на тему «Ромео и Джульетты»: «Kissing you» Крэйга Армстронга, «Gentle Night» Абеля Коженевски и «Montagues and Capulets» Ричарда Клайдермана.
Лирика и романтика в прошлом Трусовой не очень удавались, так как по своей натуре она, скорее, угловатый боец со взглядом исподлобья, но в любом случае эксперимент интересный.
И последние интригующие вопросы по Трусовой — довела ли она до стабильности тройной аксель (может показать его уже в короткой программе) и выученный летом четверной риттбергер, о котором пока известно лишь со слов Плющенко.
3. Алена Косторная
Большие вопросы вызывает готовность Косторной. Еще в середине июля она активно тренировалась в Новогорске под руководством Тутберидзе, однако затем что-то разладилось в отношениях, девушка покинула спортивную базу и не каталась около двух недель, после чего перешла в академию Плющенко.
Ей в срочном порядке поставили две новые программы, чтобы не задействовать те, что создал предыдущий тренерский штаб. Под какую музыку — неизвестно. Насколько она успела их накатать — непонятно.
Также неясно, восстановила ли Косторная свой коронный элемент — тройной аксель, который стабильно исполняют лишь несколько фигуристок в мире и который позволял ей регулярно одерживать победы над Трусовой и Анной Щербаковой в прошлом сезоне.
В середине июля девушка признавалась в интервью, что так и не смогла его вернуть за полтора месяца тренировок у Тутберидзе после длительного карантина. Помог ли ей Плющенко и станет ли Алена снова одной из главных сил в женской одиночке? Интересный вопрос.
В тройном акселе Императрицы сомнений практически нет — она научилась прыгать его уже лет десять назад и в последние сезоны без проблем восстанавливала. Гораздо интереснее, как обстоят у нее дела с четверными прыжками, которые позволили бы фигуристке начать реальную борьбу с более юным поколением Трусовой, Щербаковой и Косторной.
Еще в декабре 2019 года Туктамышева сообщала, что за десять дней выучила четверной тулуп, а в январе выкладывала немного не докрученный четверной сальхов. Если ей удастся показать хотя бы один из этих прыжков на открытых прокатах — будет бомба.
Новая короткая программа Императрицы поставлена на музыку из балета «Спартак», а произвольная — на сочинения композитора Бхимы Юнусова к миниатюре «Хроники заводной птицы» (в этом номере фигуристка предстанет в образе самурая, расчерчивающего иероглифы).
Вдвойне интересно, что хореографию к произвольной программе спортсменка придумывала совместно с фанатами, сделав из этого целый развлекательный проект на карантине. Зрители голосовали в соцсетях за музыку, хореографические связки и напрямую влияли на творческий процесс.
Тренер Туктамышевой Алексей Мишин одобрил принятые решения, так что теперь этот номер можно смело считать коллективным творчеством. Что из этого получилось — еще одна серьезная интрига.
5. Михаил Коляда
Один из самых талантливых одиночников России в последние годы затерялся в психологической нестабильности и проваливал важные прокаты, допуская множество падений. Этим летом Коляда внезапно сменил тренера прямо посреди летних сборов — ушел от Валентины Чеботаревой, которая работала с ним с пятилетнего возраста, и присоединился к группе Мишина.
«Перед Колядой стоит задача преодолеть свои недостатки. Для меня как тренера это сложная задача, но ситуация для меня не нова,
— признался Мишин в интервью Golden Skate. — Я прошел через это с Евгением Плющенко, когда он дважды возвращался, с Каролиной Костнер. С Лизой Туктамышевой было время, когда она занимала 10-е места и в принципе не могла кататься.
Мой опыт подсказывает, что не нужно торопиться. Существует мнение, что все проблемы Коляды происходят от психологической нестабильности, однако я хочу сказать, что психологическое состояние имеет под собой материальную основу. Теперь я понял это и вижу свою первую задачу в том, чтобы внести некоторые коррективы в технику его прыжков».
Удалось ли спортсмену изменить свою технику, сложившуюся за много лет работы с предыдущим тренером, и избавиться от психологических проблем? Увидим совсем скоро.
Новая короткая программа Коляды поставлена под песню Дженнифер Лопес «Let's Get Loud» в исполнении рок-н-ролльной группы The Baseballs, а произвольная — под музыку из кинофильма «Белый ворон» о танцовщике Рудольфе Нурееве.
***
На открытых прокатах будет немало и других интриг: успехи в освоении тройного акселя и новых четверных Камилы Валиевой (единственной юниорки, которую допустили до взрослых ОП), свежие постановки лидеров сборной в парном катании Александры Бойковой / Дмитрия Козловского, новые сумасшедшие поддержки Дарьи Павлюченко / Дениса Ходыкина, известных своей любовью к рискованным акробатическим элементам, безумный набор четверных прыжков Александра Самарина... Все описать не получится — это надо видеть.