Бывшего президента Международного союза биатлонистов (IBU) Андерса Бессеберга исключили из списка фигурантов дела о сокрытии допинг-проб российских биатлонистов, которое якобы происходило в период его правления. Расследование деятельности экс-чиновника вели власти Норвегии — они и сняли с него обвинения. Об этом сообщил адвокат Бессеберга Норберт Весс, отметивший, что его клиент теперь отвечает только по делам, связанным с коррупцией.
«Норвежские власти взяли на себя только часть расследования, которая связана с подозрением в коррупции. Это означает, что предполагаемое участие Бессеберга в допинговом мошенничестве со стороны российских спортсменов больше не будет расследоваться ни в Норвегии, ни в Австрии»,
— сказал адвокат в интервью телеканалу TV2.
История вокруг Бессеберга началась в апреле 2018 года. Тогда сотрудники Федерального управления криминальной полиции Австрии нагрянули в штаб-квартиру Международного союза биатлонистов (IBU) в Зальцбурге для обыска, а сам глава организации был обвинен в коррупции. Также под обвинение попала генеральный секретарь IBU Николь Рёш.
Стоит отметить, что обвинения возникли после выступления бывшего руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который в январе 2016 года сбежал в США после громкого допингового скандала, — он был обвинен в сокрытии и уничтожении более тысячи положительных проб российских атлетов. После этого Родченков заявил, что раскаялся, и стал информатором Всемирного антидопингового агентства (WADA). По его словам, в Международном союзе биатлонистов при Бессеберге якобы долгое время манипулировали биологическими паспортами российских спортсменов и получали крупные взятки за сокрытие неугодных результатов допинг-тестов.
Сумма, которую Бессеберг будто бы взял за сокрытие более 60 положительных допинг-проб российских биатлонистов, колеблется от 240 до 300 тысяч евро.
На основе переписки Бессеберга и Рёш проводилось расследование в отношении российских биатлонистов и членов тренерского штаба команды. В декабре 2018 года в расположение сборной России в австрийском Хохфильцене, куда команда прибыла для участия в одном из этапов Кубка мира, приехали следователи и, согласно австрийскому уголовному производству, уведомили о расследовании из-за вероятного нарушения допинговых правил, которое произошло во время чемпионата мира — 2017.
Сам бывший президент IBU обвинения в свой адрес отрицал. Согласно его словам, он не мог допускать к соревнованиям спортсменов, которые употребляли запрещенные вещества, так как это являлось нарушением австрийских антидопинговых законов (там за подобные нарушения положено уголовное преследование) и кодекса WADA. Бессеберг отметил, что все подозрительные анализы крови и другие тесты всегда автоматически отправлялись для более детальной проверки в лабораторию Осло.
Позднее он выступил с еще одним сообщением, где заявил о своих давних подозрениях, которые касались допинговой системы в России.
«Лично мне нечего скрывать.
У меня были серьезные подозрения довольно давно. Я говорил об этом на пресс-конференции в 2009 году, когда мы дисквалифицировали трех российских биатлонистов. Я сказал, что в России существует допинговая культура, у меня были подозрения относительно систематического использования допинга.
Затем сказал своим помощникам, что допинг-пробы, которые берутся на Кубке мира в России, мы будем увозить из страны и тестировать в европейских лабораториях», — вспоминал экс-глава IBU в интервью телеканалу TV2.
Бессеберг также был обвинен в том, что продвигал кандидатуру Тюмени как города, который мог принять чемпионат мира в 2021 году. Сообщалось, что особо доверенные делегаты конгресса IBU, на котором решался этот вопрос, по распоряжению Бессеберга получили от 25 до 100 тысяч евро за каждый «правильный» голос. В итоге Тюмень получила 25 из 49 голосов.
Власти Норвегии подключились к расследованию в мае 2020 года. Прокуратура Австрии передала дела Национальному органу по расследованиям и судебному преследованию экономических и экологических преступлений Норвегии, после чего стороны провели совместную работу, по итогам которой с Бессеберга были сняты обвинения в сокрытии положительных допинг-проб российских биатлонистов. Происходило ли нечто подобное вообще — до сих пор открытый вопрос.
Однако допинговые страсти вокруг российского биатлона до сих пор не утихают. Даже на последнем чемпионате мира — 2020 в Антхольце итальянская полиция проводила обыски в номере Александра Логинова и его личного тренера Александра Касперовича.
Причиной к вызову правоохранительных органов со стороны менеджмента IBU стало то, что наставник россиянина один раз попросил у знакомых из сборной Украины аккредитацию (Союз биатлонистов России не предоставил ему отдельную проходку), чтобы немного подсказать своему подопечному с трассы. Логинова тут же заподозрили в нарушении антидопинговых правил — якобы Касперович мог передавать ему запрещенные вещества. И кажется, что избавиться от этого клейма будет очень непросто.