Кубок мира по шахматам после восьмилетнего перерыва возвращается в Ханты-Мансийск. Ранее он проходил в этом городе в 2005, 2007, 2009 и 2011 годах. Престижный турнир с призовым фондом 1,6 миллиона долларов собрал 128 шахматистов из 47 стран. Соревнование проходит по нокаут-системе, а два финалиста получат путевки в турнир претендентов, который состоится весной следующего года в Екатеринбурге.
В столицу Югры приехали почти все ведущие гроссмейстеры мира, за исключением чемпиона Магнуса Карлсена (Норвегия), экс-чемпионов Владимира Крамника (Россия) и Виши Ананда (Индия) и вице-чемпиона 2018 года Фабиано Каруаны (США). Карлсену, понятное дело, никуда отбираться не надо, а у Каруаны есть персональная путевка на Урал. Крамник объявил в начале года о завершении профессиональной карьеры и слову своему не изменяет — лишь изредка Владимир садится за доску в шоу-соревнованиях по быстрым шахматам и блицу. Ананд, приближающийся к полувековому юбилею, карьеру пока завершать не собирается, но начинать новый поход за корону, видимо, уже не хочет – находился.
В отсутствие этих грандов рейтинг-фаворитом стал китайский гроссмейстер Дин Лижэнь, занимающий сейчас третью строчку в мировой табели о рангах. Остальные представители мировой десятки тоже здесь: Аниш Гири (Нидерланды), Ян Непомнящий (Россия), Максим Вашье-Лаграв (Франция), Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан), Уэсли Со (США) и Юй Янъи (Китай).
Несколько слов о регламенте. На всех стадиях (1/64, 1/32, 1/16 и так далее), кроме финала, матчи состоят из двух партий с весьма популярным в наши дни контролем времени ФИДЕ: полтора часа на 40 ходов, затем еще полчаса до конца партии с добавлением 30 секунд на каждый ход, начиная с первого. В финале и матче за третье место будут играться четыре партии с тем же контролем.При счете 1:1 в основное время проходит тай-брейк – две партии с контролем 25 минут + 10 секунд на ход; при равном счете – еще две партии с контролем 10 минут + 10 секунд на ход; если победитель вновь не выявляется, то следуют две партии с контролем 5 минут + 3 секунды на ход. Если все мини-матчи не выявят победителя, то следует партия «Армагеддон», где белые получают 5 минут, черные – 4 с добавлением 3 секунд на каждый ход, начиная с 61-го; ничья в пользу черных.
Россия представлена наибольшим количеством участников – 28. Среди них, помимо Непомнящего, обладатели Кубка мира 2011 года Петр Свидлер и Кубка мира-2015 Сергей Карякин, новоиспеченный чемпион страны Евгений Томашевский, а также Александр Грищук, Владислав Артемьев, Дмитрий Андрейкин, Никита Витюгов, Даниил Дубов, Владимир Федосеев… На втором месте по представительству – Индия с десятью участниками, далее идут Китай – семь и США – шесть.
Турнирная сетка составлена таким образом, что в первом раунде (1/64 финала) участник под № 1 играет с № 128, № 2 – с № 127, № 3 – с № 126 и т.д. Разница в силе игры во многих парах велика, и почти все фавориты без особых проблем прошли во второй раунд. Из неожиданностей отметим победу 17-летнего россиянина Андрея Есипенко над экс-чемпионом мира ФИДЕ Русланом Пономаревым, признанным специалистом как раз по нокаут-турнирам. Пономарев проиграл первую партию белыми, а во второй не сумел взять реванш.
Сразу после окончания матча Руслан написал в твиттере, что он, наверное, должен винить только себя за плохую игру на Кубке мира: вначале забыл свою домашнюю подготовку, а потом упустил шанс на спасение. Но в то же время пожаловался, что после окончания первой партии ему вместо отдыха пришлось провести два часа на допинг-тесте, который проводила РУСАДА.
«Почему так долго? Почему это была не ВАДА? Был ли я выбран случайным образом?» – задал вопросы экс-чемпион мира.
На следующий день ФИДЕ также в твиттере опубликовала подробный ответ. Мол, в соответствии с правилами Международная шахматная федерация должна выбрать национальную антидопинговую организацию, имеющую аккредитацию ВАДА; в данном случае это РУСАДА. Четверо шахматистов для проверки были выбраны с помощью электронного генератора чисел. А процедура затянулась на два часа из-за чисто физиологических причин.
Антидопинговый контроль в шахматах – вещь, конечно, немного странная, ведь никто еще не придумал таблеток, которые помогают голове лучше соображать в течение длительного времени, хотя бы 3-4 часа подряд. Особенно обидно отправляться на допинг-тест после поражения, но со спортивными правилами не поспоришь, а шахматы во многих странах признаны видом спорта. Тогда как по-настоящему болезненная наша проблема – это компьютерные подсказки, и с ними в Ханты-Мансийске борются очень серьезно.
Прежде всего, на пути игроков в турнирный зал стоят целых три (!) рамки металлоискателя. Кроме того, в зал нельзя проносить не только телефоны, но и собственные наручные часы и ручки (чтобы ни у кого не было соблазна вмонтировать в них какой-нибудь мини-передатчик). Специальные судьи вооружены ручными металлоискателями очень высокой чувствительности. Наконец, еще одна важная мера защиты: в игровой зоне нещадно глушится вай-фай. Кому-то эти меры могут показаться излишне строгими, но цели они достигли: пока что ни у кого не возникло и тени подозрений, что кто-то играет нечестно.
Во втором раунде, который начинается в пятницу 13 сентября, нас ждут два интересных российских дерби: Ян Непомнящий померится силами с Александром Предке, а Петр Свидлер – с Андреем Есипенко. Сергею Карякину противостоит Самвел Севян (США), Александру Грищуку – Бенджамин Бок (Нидерланды), Максиму Матлакову – Борис Гельфанд (Израиль). В Ханты-Мансийске продолжает бороться 21 российский шахматист; семеро завершили свое выступление.