Мир хоккея понес невосполнимую утрату: на 62 году жизни скончался олимпийский чемпион в составе сборной СССР и легенда московского «Спартака» Виктор Тюменев.
«Хоккейный клуб «Спартак» приносит искренние соболезнования родным и близким Виктора Николаевича, всем болельщикам, кто знал и любил прекрасного хоккеиста и замечательного человека.
Похороны Виктора Тюменева состоятся в Москве 5 августа. О времени и месте прощания мы сообщим дополнительно», — гласит траурная запись на официальном сайте красно-белых.
В последние годы один из лучших центрфорвардов страны 80-х страдал от серьезных проблем со здоровьем и переносил операции, но не любил распространяться о деталях своего состояния.
В начале одного из своих последних интервью он с явной неохотой поведал о том, что перенес одну операцию и уже готовится ко второй, после чего попросил скорее переходить к хоккею — делу всей своей жизни.
Тюменев выступал за «Спартак» на протяжении десяти лет — с 1980-го по 1990-й год, до этого успев поиграть только в московских «Крыльях Советов».
Всего за свою карьеру нападающий провел в чемпионате страны 524 матча и забросил 135 шайб. Также Тюменев являлся важнейшим игроком сборной СССР, за которую сыграл в 94 встречах и отличился 15 шайбами.
Был у форварда и короткий период в финском ТПС (под конец своего спортивного пути он провел несколько сезонов в чемпионате Финляндии), однако легендарным его сделала, безусловно, игра за «Спартак».
Увлекаться хоккеем Тюменев начал с того, что отец просто привязал ему лезвия к валенкам и отправил на каток.
Также в детстве будущий олимпийский чемпион много занимался футболом и даже получал приглашение в молодежную команду «Спартака», но выбрал хоккей. Там ему понравилось больше, даже несмотря на то, что сложности с экипировкой в этом виде спорта были гораздо серьезнее.
«Мы с друзьями вставали друг другу на плечи и срезали ветки тополей. Ветки выбирали загнутые, похожие на клюшки. Одну сторону затачивали рубанком и носились с ними по снегу.
Другой вариант — подбирать сломанные деревянные клюшки, которые выкидывали игроки первой и второй команды «Крыльев Советов».
Они тоже тренировались на «Красном Октябре», — так вспоминал о своих первых клюшках Тюменев в интервью Sports.ru.
В подростковом возрасте хоккеист поступил в ПТУ, где учился на радиомонтажника. В это же время он начал работать по специальности на заводе. Параллельно с трудовой занятостью подросток успевал ездить на турниры «Золотая шайба», а в 18 лет его вызвали в юниорскую сборную СССР на чемпионат Европы.
Перспективный нападающий забросил три шайбы в четырех матчах и сыграл решающую роль в победе своей команды.
Любопытно, что у Тюменева иногда возникали проблемы с допуском на соревнования из-за работы.
«Я тогда трудился на заводе «Буран» на Соколе, а он считался секретным, его тогда называли «почтовым ящиком». Когда меня не пускали на турнир в Польшу, тренеры сборной строчили письма в Спорткомитет: да какие секреты может знать мальчишка — у него ни к чему нет доступа! Руководство «Бурана» со скрипом, но согласилось, и я смог уехать с юниорской сборной», — рассказывал хоккеист.
Когда прошло время юношеских команд и настала пора вступать в профессиональный хоккей,
Тюменев пошел в «Крылья Советов» — команду, за тренировками которой наблюдал ребенком на ближайшем к своему дому катке.
Однако в 23 года его поманила более маститая команда — столичный «Спартак» — и нападающий не стал долго размышлять. Вскоре после его перехода опомнился и ЦСКА: Тюменева пытались призвать в армию, чтобы заставить подписать контракт с красно-синими и таким образом избежать срочной службы.
«Мне стали звонить и говорить: тебя ищут, хотят призвать в армию, говорят, что ты не учишься в институте физкультуры. Отвечал: съездите на Сиреневый бульвар и посмотрите документы — учусь я ли нет. Полковник Овчуков, бывший вратарь ЦСКА, все-таки затащил меня на армейскую медкомиссию, но призвать меня им так и не удалось», — рассказывал Тюменев.
Дальше последовали долгие годы успешной карьеры как в клубе, так и в сборной: три победы на чемпионате мира, столько же — на чемпионате Европы, и одно золото Олимпийских игр 1984 года в Сараево.
Причем на той Олимпиаде нападающий большую часть турнира провел с травмой.
Уже во второй игре хоккеист повредил связки колена после жесткого стыка с соперником. Врач сборной хотел отправить его домой, но смирился с желанием самого игрока и тренерского штаба. Пришлось выдать Тюменеву фиксирующий наколенник из железа, который изрядно затруднял движение на поворотах. В итоге форвард пропустил лишь одну игру, выйдя во всех остальных и принеся огромную пользу команде.
Он никогда не щадил свое здоровье, думая прежде всего об успехе коллектива.
Однажды Тюменеву даже вручили золотую медаль чемпионата мира прямо на больничной койке: он получил повреждение в середине турнира и не смог продолжить выступление.
«Виктор Васильевич Тихонов и администратор сборной Бочаров привезли в больницу медаль. Как раз солнышко светило: вся больница вылезла смотреть, как вручают золотую медаль чемпионата мира.
На командном награждении присутствовал Тарасов. Анатолий Владимирович заинтересовался: «А что ж вы Тюменева бросили? Где он?» — «Да он на костылях в больнице», — ответили Тарасову. —
«А вы б его на коляску посадили бы и привезли сюда, чтоб наши руководители увидели — как достаются медали».
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице Континентальной хоккейной лиги, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».