— Три российские биатлонистки Екатерина Бех, Анастасия Рассказова и Оксана Москаленко переехали на Украину, чтобы выступать за сборную этой страны. При этом они не предупредили о своих планах Союз биатлонистов России (СБР). Как вы отнеслись к этой ситуации?
Сергей Чепиков: Это не было так уж неожиданно: они ведь уже пытались перейти в сборную Белоруссии.
Крепостного права у нас нет. Но я считаю, что, конечно, нужно создавать все условия для того, чтобы наши спортсмены не переезжали в другие страны.
Правда, здесь есть другая сторона медали — высокая конкуренция в России. Очень трудно удержать тех, кто не входит в национальную сборную. Ребята ведь так же хотят выступать на Кубке мира, Кубке IBU и, когда не получается пробиться в команду России, они стараются использовать другие возможности.
Но в любом случае нужен нормальный диалог между руководством СБР и спортсменами. Надо обговаривать проблемные ситуации, где атлетам требуется помощь и поддержка, чтобы не было таких случаев, как с Дарьей Домрачевой и Анастасией Кузьминой (выросли и сформировались как биатлонистки в России, но затем сменили спортивное гражданство и завоевали олимпийские медали с Белоруссией и Словакией соответственно. — «Газета.Ru»).
Эту ситуацию уже не исправить.
Но нужно понимать, что климатические условия в России лучше и здесь больше возможностей для занятия биатлоном. У нас есть снег, а в той уже Украине практически нет таких тренировочных баз, где можно полноценно готовить резерв.
Владимир Аликин: Я думаю, что это абсолютно стандартная, ожидаемая ситуация. Возможно, это только их решение, возможно, они обсудили его с личным тренером, наверняка знать мы не можем. Важно понимать, из каких регионов девчонки.
На данный момент сложилась неоднозначная ситуация: в трех-четырех регионах деньги есть, а в остальных не особо. Где-то делается все для развития биатлона, выделяются финансы под юношеский биатлон, хватает денег для полноценных сборов и качественной подготовки. В то же время другие регионы бедствуют.
Например, недавно Венера Чернышева попросила меня купить ей патроны. Скоро сборы, а патронов нет. Видимо, повлияла смена руководства федерации — еще не все успели проработать.
Расскажу на примере родного Пермского края — есть база в Чайковском, которую перед Олимпиадой построили, там существуют все необходимые для тренировки условия, но, к сожалению, очень дорого.
А других трасс для плодотворной работы у нас просто не существует. Вот так и получается, что состав членов федерации меняется чуть ли не каждый год, к губернатору края обращались с просьбой, а воз и ныне там. Биатлонисты тренировались в местах, где люди гуляют, мамы с детьми в колясках. Это несерьезно. Поэтому, как мне кажется,
любой биатлонист вправе выбирать те условия, которые сочтет подходящими для своей работы. СМИ сообщали, что у их родителей имеется гражданство Украины — так что почему бы и нет?
Ну и, конечно, конкуренция в России очень высокая, большое количество людей занимается биатлоном. Чтобы пробиться хоть в какую-то команду, не говоря уже об основной, надо приложить титанические усилия. Еще и имеются скользкие варианты с любимчиками или нелюбимчиками — тоже отдельная история. Просто никому не бывает.
— Сейчас СБР решает, настаивать на карантине или разрешить спортсменкам выступать за Украину. На ваш взгляд, как стоит поступить?
С. Ч.: Я знаю, что был определенный переговорный процесс, и, думаю, президент СБР Владимир Драчев уже в курсе, что решили сделать. Лично я считаю, что,
если не было предупреждения о предстоящем переходе с руководством Союза биатлонистов России, то можно и поставить условие карантина, чтобы подобные отъезды не превратились в системную проблему в дальнейшем.
В. А.: Я думаю, руководителям федераций биатлона России и Украины стоило бы договориться. Хотя, конечно, если эти биатлонистки появлялись на международных турнирах, федерация имеет право лишить их возможности выступать на международной арене в течение двух лет. Однако, хоть они, возможно, и не смогут зарабатывать очки в зачет сборной, тренироваться и соревноваться внутри страны спортсменкам позволяется.
— Есть ли шанс, что мы упустили очередных Анастасию Кузьмину и Дарью Домрачеву?
В. А.: По такому возрасту, как мне кажется, рано судить.
Очень тяжело предугадать подобные успехи спортсмена заранее.
Однако повторяю, в других странах смена спортивного гражданства уже давно не является чем-то экстраординарным. Это постоянная практика.
Также своим мнением о смене спортивного гражданства юниорок поделилась двукратная олимпийская чемпионка и заместитель начальника ЦСКА Светлана Ишмуратова.
«Господи, кошмар какой! Все такие переходы у нас совершаются по окончании сезона. И то, что это произошло, очень плохо.
Живя, тренируясь и воспитываясь у русских тренеров, впитывая любовь к родине, уважение к соседям, к людям, которые вокруг тебя, к своей команде, бросить их и сбежать в другую страну — я к этому негативно отношусь. Судьба покажет, как все для девушек сложится. У Даши Домрачевой получилось, но у многих не получилось. Дай бог, зла желать никому не будем. Посмотрим. Жизнь покажет», — приводит слова Ишмуратовой ФАН.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице биатлона, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».