— Все знают, что Евгения Тарасова выходила на лед с 14 швами на ноге. Вы как-то специально настраивали ребят перед выступлением?
— В этом не было необходимости. Я заметила: в последнее время молодые спортсмены, которые сейчас катаются, настолько сами гипермотивированы, что не нуждаются в дополнительной помощи. Женя Тарасова научилась быть бойцом на этом чемпионате мира.
Еще вчера был очаровательный добрый ребенок. А сейчас это маленький боец, который, получив травму на утренней тренировке, в два часа дня уверенно сказал мне: «Нина Михайловна, я буду выступать».
Другое дело, что иногда эта самая гипермотивация приводит к совершенно обратному результату.
— Имеете в виду провальное выступление в первый день соревнований Ксении Столбовой и Федора Климова?
— Да. Они настолько пытались здесь продемонстрировать свою готовность — а готовы они, можете мне поверить, были на сто процентов, — что не смогли вообще ничего исполнить. Для меня, как и для них, это была полная неожиданность. Потому что я очень хорошо знаю характер ребят, жажду победы, особенно у Ксении. Психологически это очень сильно давит.
— У Тарасовой / Морозова вам импонируют именно бойцовские качества?
— Не только. Возможно, странно это услышать от тренера, но мне кажется, самая сильная их черта — человечность, умение прощать. Хотя, конечно, желание идти вперед тоже подкупает.
— После травмы Тарасовой вы сказали, что в силу сложившихся обстоятельств теперь вас устроит любая медаль. А сейчас что больше испытываете — удовлетворение или сожаление?
— Какое-то смешанное чувство на самом деле. Но если говорить не только об этом чемпионате мира, но и о сезоне в целом, то положительных эмоций больше.
Ведь Женя с Володей в этом году впервые выиграли финал Гран-при, стали чемпионами Европы. Для них это колоссальный прогресс. А бронза чемпионата мира к тому же отличная стартовая площадка для следующего сезона — олимпийского.
— Многие специалисты высказывали мнение о том, что Тарасова / Морозов уже вполне способны бороться за самые высокие медали и на Олимпийских играх.
— По тренировкам ребята готовы на все сто процентов. Но нельзя не учитывать, что Женя с Володей по меркам парного катания еще достаточно молодые спортсмены, они только набирают соревновательный опыт. В начале нынешнего сезона у них еще случались ситуации, когда после ошибки в первом элементе программы они не могли собраться и продолжать кататься безошибочно. Чтобы воспитать психологию победителя, тоже нужны время и опыт.
Ведь чем отличаются лидеры от просто хороших спортсменов? Лидеры выходят на старт и сразу дают понять всем: мы приехали побеждать! Кто будет увереннее, наглее, психологически устойчивее, тот быстрее придет к результату.
Я не случайно говорила о том, что этот сезон, а особенно чемпионат мира, стал для ребят своеобразной проверкой на прочность. Ведь олимпийский год — это всегда дополнительный стресс. И они выдержали. Психологический настрой больше не подвел их ни в Остраве на чемпионате Европы, ни на чемпионате мира.
— Когда в первый же год нового олимпийского цикла мы потеряли лидирующие позиции в парном катании, практически всех ваших учеников стали критиковать за отставание от мировых лидеров: китайцев и канадцев. И сейчас отрыв Тарасовой / Морозова от второго места составил больше десяти баллов. Уже знаете, как будете догонять?
— Да, мы понимаем, что мы должны еще сделать. У ребят в этом смысле достаточно оптимистичный настрой. Женя с Володей молоды и энергичны. А преимущество Ксении с Федором в том, что у них уже есть опыт выступления на Олимпиаде, и я уверена, что они сделают рывок в следующем сезоне. Потихоньку набирают и Наташа Забияко с Сашей Энбертом…
У меня в этом сезоне три пары выступали в составе сборной страны. Но я никогда не делю их на первый, второй и третий номер. Я хочу, чтобы каждый из них вышел на свой максимум.
Это основная цель. Я всегда говорю: важен прокат. А уже судейский корпус будет определять, кто из них лучше. Жизнь такая вещь, что сегодня ты лидер, а завтра уже догоняешь. Возвращаться всегда бывает очень сложно. То, что Столбова / Климов уже дважды пытаются вернуться на позиции лидеров, проходят через дикие испытания, выходят на пик формы — уже заслуживает уважения.
— Вы по-прежнему работаете большой командой. Как внутри ее распределяются обязанности между тренерами?
— У ребят есть мечта — Олимпийские игры. Все подчиненно этому. Все знают, что кому делать: кто-то работает в зале, кто-то на льду, кто-то делает массаж, кто-то занимается документами и прочее.
Я отвечаю за подводку спортсмена к старту. Бывает, целыми сутками стою у бортика. Я должна все знать и все видеть, иначе ты никогда не будешь чувствовать своих спортсменов.
Моя работа — правильно все спланировать, чтобы в нужный момент, в нужном месте спортсмен смог выйти на лед и победить.
— Вы всегда выступали против четверных подкруток и выбросов, но парное катание продолжает двигаться в сторону усложнения. Внутренне смирились с этим?
— Если хочешь конкурировать с лидерами, приходится идти по этому пути. Для меня это очень сложный и болезненный вопрос. Мне всегда нравилось красивое парное фигурное катание, а сейчас я не могу сказать, что получаю удовольствие от увиденного. Парное катание превратилось в акробатику, в катание одиночек с бесконечными прыжковыми элементами. А самое печальное, это становится уже опасным для жизни спортсменов. Потому что у всех сборных изобилие травм и болезней.
Вот мы сейчас сидели на трибуне с представителями ISU (Международный союз конькобежцев. — «Газета.Ru») и говорили о том, что еще чуть-чуть, и можно будет проводить Паралимпийские игры. Потому что в двух сильнейших разминках практически все партнерши катаются травмированные. Китаянка (чемпионка мира Суй Вэнцзин. — «Газета.Ru») только вышла после операций на ногах, Алена Савченко прокаталась «без ног» полсезона, наша Ксюша опять же… Сейчас уже ISU разговаривает с нами на тему каких-то изменений в парном катании, понимая, что это сложно.
На мой взгляд, надо отталкиваться от каждой конкретной пары, от индивидуальных возможностей и особенностей спортсменов.
Например, фигуристки, которые обладают быстрым «коротким» выбросом, с хорошей круткой, могут пробовать четверной, им легче. У других выброс длинный и широкий. Так, может, им сделать акцент на красоте этого элемента? Или попробовать взять чем-то другим? Например, прыжками. При чистом исполнении каскада из двух тройных можно набрать высокие баллы и избежать серьезных травм. Ведь именно на сложных выбросах партнерши зачастую не могут избежать неприятных падений.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».