Происходящее в этом году с российским спортом — явление беспрецедентное. Скандалы, связанные с допингом, возникали в истории спорта постоянно, но их эффект и последствия сложно сравнить с тем, что может ждать Россию. В нулевые годы эритропоэтин (ЭПО) стал самым популярным словом в лексиконе не только самих атлетов, но и спортивных комментаторов. Циклические виды спорта получили колоссальный удар по репутации, которая до сих пор до конца не очищена.
Хорошо без Тайгарта
В 2001 году был громкий скандал на чемпионате мира по лыжным видам спорта в финском Лахти, когда на допинге были пойманы шесть хозяев турнира.
Все мы помним Олимпиаду 2002 года, когда на ЭПО попались российские лыжницы Ольга Данилова и Лариса Лазутина, а также натурализованный испанец Йохан Мюлегг и Кайса Варис из Финляндии.
Два самых крупных допинговых дела произошли в профессиональном велоспорте. В середине нулевых огромное количество гонщиков стали фигурантами так называемой «операции Пуэрто», в результате которой даже прекратили свое существование некоторое команды, не говоря уже о массовых дисквалификациях спортсменов.
Самый большой шок последних лет — разоблачение семикратного победителя «Тур де Франс» американца Лэнса Армстронга, которого лишили всех побед и пожизненно отстранили от профессиональной деятельности, связанной с велоспортом. Помимо самого чемпиона под санкции попали и генеральный менеджер команды US Postal Йохан Брюнель, и почти все товарищи Армстронга по команде.
Иногда даже посещают мысли, что нам повезло, что мы не соотечественники главы USADA Трэвиса Тайгарта и не входим в круг его ответственности.
Этот человек не считался с авторитетом велогонщика и с тем, что они были соотечественниками. Он просто уничтожил Армстронга.
«Андалузский пес» Макларена
Ситуация с российским спортом имеет одно большое отличие — под обвинение попало государство. Очень много идет разговоров о том, что это политизированный процесс и спорт с политикой смешивать нельзя. Однако история знает и такие примеры, причем речь не о бойкотах Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе. Долгие годы южноафриканские спортсмены были отстранены от всех международных соревнований из-за политики апартеида, проводимой в стране.
Не совсем понятно недоумение официальных лиц и спортсменов в связи с тем, что текущий процесс имеет политическую окраску. Во-первых, это уже не прецедент, а во-вторых, спорт в России неотделим от политики, и это тянется еще с советских времен. Достаточно только посмотреть на источник и размеры призовых олимпийским медалистам. Наше государство принимает непосредственное участие в спорте, что автоматически делает его политизированным. Фраза «спорт должен быть вне политики», которую пытаются у нас выдать за догму, так и остается всего лишь игрой слов.
Правда, такими рассуждениями грешат не только в России, но и во всем мире, что придает нынешнему процессу против российского спорта легкий налет сюрреализма Дали и Бунюэля, которые в начале ХХ века сняли эталон жанра — «Андалузский пес».
Мы живем во вселенной Макларена вот уже полгода, в течение которого крепко досталось многим видам спорта. А в декабре грянул настоящий гром, когда ее неумолимое расширение достигло биатлона. Конечно, допинговую историю нашего биатлона никак нельзя назвать идеальной, но с 2010 года серьезных нарушений и скандалов, связанных с Россией, не было. Громкий процесс о допинге Екатерины Юрьевой, Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко начался в 2008 году, и спортсмены были дисквалифицированы до 2010 года. Список из 31 биатлониста выглядит устрашающим — даже если не обнародованы имена, то количество подозреваемых не укладывается в голове. В этом сезоне за Россию на Кубке мира стартует шесть мужчин и пять женщин, так что канадский профессор набрал без малого три полноценные основные сборные.
Туманность СБР
22 декабря на экстренном заседании исполкома IBU были приняты первые шаги в отношении российского биатлона. В свете последних событий мы надеялись на лучшее, но ожидали худшего, и теперь предстоит разобраться, какой знак поставить решению IBU.
Временная дисквалификация была наложена только на двух спортсменов, связанных с сочинской Олимпиадой, и их делом теперь займется МОК. Имена не разглашаются до завершения расследования.
В отношении Союза биатлонистов России и остальных 29 человек, которые фигурируют в списках Макларена, но не связаны с Сочи, инициировано расследование IBU.
Имена также остаются в тайне, а сроки расследования не объявлены. Спортсмены не будут отстранены от соревнований на время проведения следствия.
Есть соблазн выдохнуть и продолжить смотреть биатлон с участием россиян уже в новом году. Однако дело находится в подвешенном состоянии, и результаты расследования могут быть любыми. Дать благоприятную оценку такому решению не получается, потому что мы опять вернулись в начало. Список сократился на два человека, а мы продолжаем катить по лыжне над пропастью. Вполне возможно, что до конца сезона россиян не тронут, но следующий Кубок, а главное, ОИ-2018 остаются под большим вопросом.
Пожалуй, самой большой неожиданностью стало решение СБР отказаться от проведения этапа Кубка мира в Тюмени и чемпионата мира среди юниоров и молодежи в Острове. Официально это так, и решение принято российской стороной.
Однако заседание исполкома было закрытым, и что там обсуждалось и в каком ключе — неизвестно. Очень похоже на то, что отказ от проведения соревнований стал своего рода частью неких договоренностей между IBU и СБР. И опять сложно дать оценку такому исходу.
Безусловно, отмена состязаний в России — это плохо. Прежде всего пострадают болельщики, которые не смогут у себя дома поболеть за любимых спортсменов. Что касается репутации страны, то это не имеет никакого значения, потому что она и так уже изрядно испорчена. Но есть другая сторона медали. Если в результате «добровольного» отказа от проведения соревнований изменится позиция IBU и результаты расследования будут преимущественно в нашу пользу, то СБР в этом случае можно только поаплодировать.
В сухом остатке мы лишились двух стартов, но сохранили свое присутствие в международном биатлоне.
Предупреждая слова о том, что нам нельзя прогибаться и своими действиями мы показываем слабость, следует отметить, что в противном случае мы могли получить затяжной период закрытых всероссийских соревнований, которые, естественно, имели бы неофициальный статус.
В пресс-релизе Союза биатлонистов России есть такие строчки: «СБР призывает представителей СМИ и болельщиков соблюдать права российских атлетов и уважать регламент международных антидопинговых организаций». Пожалуй, это лучшее, что можно сейчас сделать в этой ситуации.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на биатлона зимних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».