После семи ничьих в матче за мировую корону в США российские поклонники шахмат, численность которых за десять с небольшим дней, кажется, увеличилась в несколько раз, наконец-таки увидели победу своего соотечественника. Карякин, играя черными фигурами, сумел воспользоваться ошибкой оппонента, благодаря чему получил столь желанное преимущество в счете — 4,5:3,5 в пользу отечественного гроссмейстера по прошествии восьми партий. Ставшее неожиданным для многих поражение столь сильно расстроило норвежца, что тот не принял участие в обязательной пресс-конференции после завершения встречи, из-за чего теперь ему грозит денежный штраф.
«Газета.Ru» поговорила с первым вице-президентом Московской шахматной федерации Никитой Кимом, чтобы узнать его мнение о восьмой партии, последующем скандале и перспективах Карякина на итоговую победу в матче.
— Считается, что Карлсен в быстрых шахматах не знает себе равных, но в восьмой партии в цейтноте именно он допустил больше ошибок. Чем это можно объяснить?
— Мне кажется, что в проигранной партии норвежец взял на себя повышенные обязательства — он считал, что должен обязательно одержать победу, поэтому дважды прошелся по краю пропасти. В первый раз Сергей его простил, во второй — уже нет.
— Чем объясняется достаточно неожиданный выбор Карлсеном дебюта в восьмой партии?
— Дело в том, что Магнус никогда не являлся ярко выраженным дебютчиком. Его стратегия — получить равную или чуть лучшую позицию и постепенно превратить ее в выигранную. В этом он гениален и не знает себе равных.
— Можно ли сказать, что Сергей оказался более устойчивым в психологическом плане?
— Сергей показал себя настоящим мужчиной, настоящим воином — продемонстрировал характер.
Другое дело, что, на мой взгляд, не совсем правы те, кто считает, что Магнус «поплывет», ведь, принижая Карлсена, мы невольно принижаем победу Карякина, а это совсем неправильно.
Магнус тоже воин, тоже мужчина, он номер один рейтинга Международной шахматной федерации. В конце концов он викинг! Ожидать от норвежца, что он «поплывет» перед Карякиным, все равно что ожидать от Одина, что он «поплывет» в битве, зная о Валгалле, где его ждет пир со златокудрыми красотками. Этого не будет.
Я уверен, что нас ждут четыре напряженнейшие партии, и я призываю российских болельщиков так же поддерживать Сергея, как они поддерживали его до сих пор.
— Чем можно объяснить ошибку Карлсена на 51-м ходе — Фе6? Ведь уже не было цейтнота и у чемпиона мира было достаточно времени на раздумье.
— Я предлагаю ориентироваться не на отдельно взятые ходы, а именно на психологические моменты. Они, на мой взгляд, заключаются в том, что Магнус просто хотел закончить матч именно в этот день. Да, он хотел вырваться вперед и иметь комфортное преимущество.
Просто Сергей оказался крайне стойким и мужественным парнем, что демонстрировал в течение всего матча, и не позволил Карлсену этого сделать. По партии было видно, что Магнус «насиловал» некоторые позиции, и фортуна ему на этот раз не улыбнулась.
— Не раз высказывалось мнение, что Карлсен готов к матчу не на 100%. Вы с этим согласны или такое развитие событий объясняется другими причинами?
— Невозможно сказать об этом до начала матча. Я уверен, что и Карлсен, и Карякин вкалывали, как во время посевной.
Попадешь или не попадешь в форму — это почти ни в одном виде спорта невозможно предугадать, а в шахматах-то особенно. Если спортсмены, врачи и тренеры еще понимают, как с телом физически работать, то с мозгом — нет, там ведь надо, чтобы сознание было кристально ясным. Можно только предполагать, когда у тебя голова будет варить идеально, а когда не будет.
— Сможет ли Сергей удержать преимущество в оставшихся четырех партиях?
— Я уверен, что до самого конца будет триллер. Не сомневаюсь только в том, что Сергей сам ни в коем случае не отдаст матч. Карякин будет играть в свои шахматы, он очень сильный гроссмейстер, и у него есть шанс стать великим. Я думаю, он приложит все усилия, чтобы этот шанс реализовать.
Опять же россиянин сейчас получает огромную поддержку, хотя в данный момент и изолирован от внешнего мира — даже его мобильный телефон в Москве остался. Однако если заглянуть в социальные сети,
все, от дворников до гламурных девчонок, сейчас обсуждают, что Карякин обыграл Карлсена.
И не так важно, понимает ли кто-то что-нибудь в дебютах и миттельшпилях, сам факт важен. Давно такого ажиотажа не было. Это очень приятно. Уже очевидно, что этим матчем Сергей выиграл для развития шахмат в России. Толчок популярности этот спорт получит огромный.
— Какие опасности могут подстерегать Карякина на финишной прямой?
— У Магнуса один стиль. Он чаще всего не выходит на партию с какими-нибудь дебютными новинками. Он приходит и просто очень-очень сильно играет в шахматы. Надо быть просто на пике формы, быть максимально сконцентрированным и психологически устойчивым человеком, чтобы выдержать подобный напор. Сергей до сих пор показывал, что он на это способен, — дай бог здоровья.
— Большой общественный резонанс вызвало поведение Карлсена на обязательной пресс-конференции после восьмой партии, теперь он оштрафован на 10% призовых. Можете как-нибудь прокомментировать эту ситуацию?
— Я видел Магнуса на многих турнирах и несколько раз видел, что он проявлял некое раздражение. Но, во-первых, это раздражение никогда не касалось конкретного оппонента. Он мог раздражаться на себя, на карму, но вообще он очень приятный и хороший парень, который живет в мире шахмат — с присущей спецификой.
Да, человек проиграл, жутко расстроился, может быть, чуть-чуть занервничал, но я бы не стал из-за этого делать из него злодея в данной ситуации.
Что касается призовых — по контракту, который подписывают игроки, существуют определенные условия, неявка на пресс-конференцию стоит столько-то. А дальше у каждого спортсмена есть выбор.
— Правильно ли вообще, по вашему мнению, что проигравшего спортсмена обязывают посещать пресс-конференции? В данных обстоятельствах к тому же она была еще и задержана — норвежец ждал в зале, пока Сергея поздравляли с победой.
— Я не вижу особого подвига в том, чтобы сходить на пресс-конференцию и ответить на вопросы.
В каждой профессии ведь есть свои сложности: организаторы, например, испытывают множество стрессов, когда ищут деньги для проведения турниров, а игроки — в том числе и когда им приходится после поражений являться на пресс-конференции.
У каждого призвания есть свои плюсы и свои минусы. И если общение с прессой является частью работы, то ее нужно выполнять. Однако, опять же, в данном случае есть выбор — можно же ведь отказаться от части денег и не следовать контрактным обязательствам. Никто этому не препятствует.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».