Три недели между финальным свистком в Питере и стартовым ударом по мячу в Екатеринбурге «Спартак» жил в настоящем информационном вихре. Поглотившая медиапространство форменная истерика вокруг судейства отодвинула игровое содержание на второй, если не на десятый план. За информационными войнами, громкими петициями об отстранении арбитра Сергея Иванова и кадровыми перестановками в верхах судейского департамента как-то незаметно завершилась первая треть турнирной дистанции.
То есть пресловутые десять туров, которые экс-наставник «Спартака» Дмитрий Аленичев в своем нашумевшем интервью обозначил как срок, который команда держится на фундаменте, заложенном прежним тренерским штабом.
И пускай эти слова уже порядком набили оскомину, после трех поражений подряд о «фундаменте Аленичева» новому тренеру красно-белых Массимо Каррере не напомнил из скептиков только ленивый.
Еще одним сверхпопулярным тезисом от оппозиционных Каррере экспертов в эти дни было то, что итальянец, дескать, не привнес в «Спартак» ничего нового, кроме эмоций.
Которые скоро окончательно растворятся после поражений, как и сам Массимо — из клуба. Даром что отечественные СМИ разной степени «желтизны» охотно растиражировали слух о якобы возможной отставке итальянца.
В довершение всех бед Каррера остался одновременно без трех лидеров команды — сначала почти одновременно выбыли Квинси Промес и Зе Луиш, сведя практически к нулю атакующий потенциал москвичей. Затем до кучи выбыл и Денис Глушаков — мотор «Спартака», его сердцевина и ось. Идеальный момент для Карреры, чтобы «поплыть»? Как оказалось, не тут-то было.
Увиденное в Екатеринбурге убедило на сто процентов, кажется, даже самых последовательных сторонников Аленичева: фундамент Дмитрия Анатольевича закончился. Каррера выстроил свой! В тяжелейший момент, оставшись без нападающих, капитана и возможности усиления со скамейки, «Спартак» сыграл необычайно уверенно, с колоссальным запасом. Подтвердив давно известную аксиому о том, что итальянцы — сумасшедшие фанаты тактики. В принципе, все ведь давно об этом знали, просто забывали присмотреться. А присмотреться стоило. Причем чуть ранее.
Ведь уже в Питер «Спартак» приехал играть «от себя». В условиях жесткого кадрового дефицита сделав ставку на быстрый гол, который наверняка заставил бы подопечных Мирчи Луческу раскрыться под молниеносные контратаки москвичей. Не вышло.
Тот «Спартак» ничем не уступил «Зениту», а проиграл лишь потому, что пропустил первым. Вынужденный обнажаться, предсказуемо проиграл в открытой рубке.
Еще с Промесом и Зе Луишем, но уже с безнадежно перекроенной обороной. С Фернандо, проигравшим впервые в сезоне свою зону звездным оппонентам. С Романом Зобниным, откровенно затерявшимся на фланге, и растворившимся на поле Поповым.
Именно поэтому в игре с «Ростовом» Каррера — в первый и пока последний раз в сезоне — как показалось многим, изменил самому себе. Стал заложником ситуации и информационного фона. «Спартак» остается верен своей репутации — и четвертое поражение подряд могло обернуться отставкой Массимо вопреки всем заверениям руководства и законам логики. И все-таки игру красно-белых вряд ли можно было назвать «перестраховкой». Скорее, зная сильные стороны соперника, Каррера предпочел «отзеркалить» тактику Курбана Бердыева.
Изощренный тактик, Каррера хорошо понимал, что ввязаться в открытую рубку и устроить атакующую феерию, как это уже было в матчах с «Краснодаром» и «Крыльями», — значит добровольно вложить в руки оппонента все козыри.
Да, до удаления Федора Кудряшова «Ростов» действительно смотрелся чуть более целостно и интересно, попав в родную для себя стихию закрытой игры.
Но так совпало, что именно в этой игре «Спартак» проявил чуть меньше, чем обычно, коллективной осмысленности, представ скорее как собрание ярких индивидуальностей. Уже без Промеса, но с возрожденной связкой скрытых плеймейкеров Жано Ананидзе — Ивелин Попов и проведшим вдохновенный матч Дмитрием Комбаровым. Но именно здесь — вот ирония — «Спартак» в концовке немного напомнил себя прошлогодней давности.
Тот матч, ставший апофеозом аленичевской «прагматичности» и завершенный с семью номинальными защитниками на поле, поклонники красно-белых припоминают экс-наставнику до сих пор. Здесь до подобного было, конечно, далеко, но «Ростов», едва не сравнявший счет даже с восемью полевыми игроками, заставил Карреру в обороне «застегнуться на все пуговицы» даже при огромном численном преимуществе. Пока скептики торжествовали, многим уже тогда стало понятно — Каррера все сделал правильно. На кону стояло слишком многое, чтобы рисковать.
Игра с «Уралом» в этом смысле должна была стать окончательным водоразделом. Первая декада турнира подошла к концу, а значит, «фундамент» пора было менять основательно. И тут Каррера с честью выдержал испытание «перестройкой». Параллельно введя в экстаз фанатов тактическими новациями и перестановками. Такого от него и вправду никто не ожидал.
Играя без нападающих, «Спартак» дважды за первый тайм переходил от схемы с «ложной девяткой» (привет «Барселоне») к фактическим 4-6-0 ( что ранее практиковал с «Ромой» Лучано Спаллетти) и обратно.
Попов фрагментарно занимал позицию Лоренсо Мельгарехо на острие, менялся местами с Жано, а иногда — с Зобниным. 4-1-4-1 с Фернандо в роли оттянутого диспетчера перетекали в 4-3-3 в зависимости от происходящего на поле. Это можно было бы назвать «тотальным футболом» и тактической феерией (особенно на фоне 40% владения мячом в матче с тем же «Уралом» в прошлом сезоне), но не будем забегать вперед — настоящей проверкой тактической смекалки Карреры, конечно же, станет именно «дерби всея Руси». Однако уже сейчас с уверенностью можно сказать одно — у «Спартака» с его новым фундаментом появился не просто настоящий тренер, но еще и великолепный архитектор.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».