История с продлением контракта Никиты Кучерова стала этим летом самой долгоиграющей эпопеей в Национальной хоккейной лиге.
Казалось, что форвард, который забросил за последние два сезона в регулярном чемпионате 59 шайб и набрал 131 очко, а в плей-офф разжился 41 очком при 21 заброшенной шайбе за те же два года, проблем с продлением договора иметь не должен.
Более того, весной этого года именно Кучеров был главным лидером команды в кубковых матчах, и лишь когда «Питтсбург Пингвинз» удалось в последних играх финальной серии Восточной конференции перекрыть вингера, «Лайтнинг» сложила оружие.
При такой статистике и раскладах Никита, чей контракт новичка истек летом, после чего он стал ограниченно свободным агентом, должен был получить в районе $6 млн в год по достаточно длительному соглашению.
При этом в сложное положение попадал генеральный менеджер «Тампы» — прославленный в прошлом капитан «Детройт Ред Уингз» Стив Айзерман.
У него были ограниченные потолком зарплат ресурсы, а продлевать соглашения надо было с целым рядом хоккеистов команды, причем, мягко говоря, недешевых.
Кучеров в этой цепочке не то чтобы отошел на второй план, но был отодвинут туда искусственно. И в этом, безусловно, есть не просто заслуга, а даже некая гениальность генменеджера.
Если бы контракт с россиянином переподписывался в начале или середине лета, когда еще не были продлены соглашения со Стивеном Стэмкосом, Виктором Хедманом и Алексом Киллорном, агент нападающего ни за что не позволил бы ему пойти на занижение «лички», раз деньги под потолком у клуба имелись, а Кучеров был одним из ценнейших активов.
Но сначала контракты продлили суперзвезды Стэмкос и Хедман. Оба пошли на скидку для клуба, хоть и получили соответствующие своему статусу $8,5 млн и $7,875 млн соответственно. При этом контракт Хедмана истекал только следующим летом, и здесь Айзерман сработал на опережение.
При этом раздавались голоса экспертов, что оба хоккеиста продешевили и выбрали неверный с точки зрения бизнеса вариант, так как в других командах получили бы ощутимо больше.
Однако не стоит забывать, что Тампа является очень привлекательным местом для жизни из-за климата и щадящей налоговой системы штата Флорида, а в команде оба хотели остаться еще и потому, что «Лайтнинг» является очевидным контендером, два года подряд подтверждая статус претендента на Кубок Стэнли солидным выступлением в плей-офф.
Следом подписал Айзерман новый контракт и с Алексом Киллорном. Стабильный форвард, набирающий ежегодно примерно по 40 очков в регулярке, а потом становящийся одним из лучших на льду в кубковых матчах, получил свои «законные» $4,450 млн и связал себя с клубом на долгие годы.
Попутно генеральный менеджер решил и еще одну проблему — переподписал соглашение с российским вратарем Андреем Василевским, у которого через год заканчивается контракт новичка.
Василевский подписал «контракт-мост», по которому будет как потенциальная звезда зарабатывать $3,5 млн, а через три года после его вступления в силу сможет вести переговоры о новом, куда более серьезном соглашении.
Затем были переговоры с Владиславом Наместниковым и Никитой Нестеровым, согласившимися на приемлемые и для клуба, и для хоккеистов условия. Форвард будет зарабатывать по «мостику» чуть меньше $2 млн, но через два сезона станет ограниченно свободным агентом, а защитник и вовсе продлил соглашение на год с зарплатой в $0,725 млн.
Особого выбора у него не было, потому что больше «Тампа» заплатить просто не смогла бы, и тогда Нестеров был бы обменян.
Все это время Кучеров оставался без контракта, а переговоры шли трудно. Россиянин успел на свой страх и риск отыграть за сборную на Кубке мира, где только подтвердил свой класс и лидерские качества.
До старта сезона оставались считаные дни, игрок отказался тренироваться без контракта в лагере «молнии», и вопрос должен был как-то разрешиться.
Под потолком зарплат к этому моменту у «Тампы» оставались жалкие $5,5 млн, и Айзерман к тому же не мог позволить себе потратить их все, не оставив себе пространства для маневра. В итоге решение было найдено такое, что снова заставляет восхищаться способностями генменеджера «Лайтнинг».
Поставив Кучерова в цейтнот, функционер сыграл на нежелании хоккеиста покидать «Тампу» и клубных амбициях и сильном составе. Айзерман предложил такой «контракт-мост», что Никита стал самым высокооплачиваемым хоккеистом в этой категории в лиге и пятым во всем клубе (пока не вступило в силу новое соглашение Хедмана).
14,2 млн за три года — это в среднем $4,767 млн за сезон. Меньше, чем Кучеров мог получить, но достаточно солидные деньги и возможность играть в отличной команде и платить не самые большие налоги.
При этом в последний год контракта Никита получил $5,5 млн, а затем, если не произойдет ничего непредвиденного (например, тяжелой травмы), сможет рассчитывать на $48 млн на шесть следующих лет.
То есть Кучеров получит контракт элитного вингера со средней зарплатой в $8 млн, на которые он сейчас претендовать бы не мог не только из-за возможностей «Лайтнинг», но и из-за собственного статуса.
Сейчас Кучеров смог бы рассчитывать максимально на $60 млн за 10 лет, в то время как, сложив нынешний и потенциальный контракты, мы получим сумму в $62,2 млн за девять сезонов. И это наверняка обговаривалось во время переговоров. Таким образом, можно считать, что от сделки, заключенной 11 октября, выиграли обе стороны, что бывает далеко не всегда.
Кучерову остается не сбавлять оборотов и надеяться на то, что он избежит серьезных травм на протяжении действия соглашения и особенно в контрактный год.
Ну а Айзерман получил передышку до следующего лета, когда продлевать придется уже Тайлера Джонсона, Ондржея Палата, Джонатана Друэна, Брайана Бойла, Андрея Шустра, Слэйтера Коккоека, того же Нестерова и Бена Бишопа.
А еще там будет драфт расширения из-за вступления в лигу «Лас-Вегаса», и функционеру нужно будет определяться с тем, кого он защитит от этой процедуры в своей команде. Но это будет потом.
Когда Джонатан Тэйвз и Патрик Кейн подписывали два года назад новые суперсоглашения с «Чикаго Блэкхоукс», казалось, что у «черных ястребов» остается максимум пара сезонов, чтобы снова выиграть Кубок Стэнли.
Кубок команда действительно вернула в город предыдущим летом, но как-то непохоже, что она утратит теперь статус претендента. Пока есть ощущение, что Айзерман уверенно входит в тройку лучших генменеджеров лиги наравне с чикагским Стэном Боумэном и Джимом Рутерфордом из «Питтсбург Пингвинз».
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице Национальной хоккейной лиги, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».