Выход Великобритании из Евросоюза отразится не только на экономике, политике и культуре Туманного Альбиона, но и на состоянии дел в местном футболе. Причем здесь изменения могут оказаться почти такими же серьезными.
Во-первых, менеджменту клубов придется совсем по-другому строить трансферные расчеты. Неизбежное ослабление фунта и сокращение зарубежных инвестиций вызовут резкий рост цен на трансферы иностранных игроков в премьер-лигу.
Английское издание Goal приводит понятный пример. «Ювентус» готов продать Поля Погба за €160 млн, но если раньше это означало, что условному «Челси» или «Манчестер Сити» придется выложить за него £113 млн, то изменения курса легко могут увеличить эту сумму до £144 млн, если не больше.
В этой ситуации «Реал», тоже претендующий на француза, легко перекроет предложения британцев.
В то же время футболисты из премьер-лиги станут дешевле для клубов из Евросоюза, что, возможно, подстегнет их к переезду на континент.
Во-вторых, проблемы возникнут у инвесторов, которые хотели вкладывать деньги в английский футбол. На данный момент сразу 14 клубов премьер-лиги полностью или частично принадлежат иностранцам. И если падение курса фунта может сделать акции команд более доступными для зарубежных покупателей, то ограничения на покупку британских компаний, которые могут быть введены после Brexit, напротив, заметно снизят ценность таких активов.
Третий момент — это сложности с подписанием иностранцев.
Чемпионаты Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии живут по своим законам. В английском футболе нет лимита на легионеров, и потому на данный момент более 60% игроков премьер-лиги не имеют британского подданства. Однако для всех приезжих не из стран Евросоюза есть требование — быть стабильным игроком сборной своей страны и провести за нее определенный процент матчей в последние годы (он зависит от рейтинга сборной).
По данным ВВС, в случае, если это правило распространится и на граждан ЕС, разрешений на работу могут лишиться сразу 122 футболиста.
А если бы подобные ограничения были введены еще раньше, то в премьер-лигу в разные эпохи не попали бы Эрик Кантона, Паоло ди Канио и Криштиану Роналду, а «Лестер» год назад не смог бы купить Н'Голо Канте.
Также с неприятностями могут столкнуться и южноамериканские игроки, получившие рабочую визу в Британии благодаря родству с гражданами ЕС. Под раздачу рискуют попасть даже большие звезды вроде Анхеля ди Марии («Манчестер Сити») и Диего Косты («Челси»).
Правда, в этом случае у юристов будет огромный простор для исков о нарушении прав, и можно не сомневаться, что британские спортивные функционеры сделают все, чтобы защитить своих знаменитостей.
И все-таки привлекать молодые таланты станет сложнее. Дело в том, что, по правилам ФИФА, международные трансферы игроков до 18 лет запрещены, однако есть исключение для 16–17-летних футболистов, которых можно продавать и покупать внутри Евросоюза. Но если Британия покинет общую экономическую зону, местный трансферный рынок будет закрыт для юных игроков. То есть новые Сеск Фабрегас или Поль Погба получат шанс прибыть на Альбион только в качестве раскрывшихся звезд и совсем за другие деньги.
Кому-то такие ограничения могут даже понравиться, поскольку есть распространенное мнение, что английский чемпионат задыхается под гнетом иностранцев и не дает развиваться сборной (что не мешает появляться таким игрокам, как Рахим Стерлинг, Маркус Рэшфорд или Деле Алли). Однако для статуса премьер-лиги как одного из сильнейших клубных турниров мира подобный исход стал бы катастрофой.
Итоги референдума могут иметь последствия и для местных футболистов, играющих за границей.
Таких, правда, не очень много, поскольку британцы предпочитают премьер-лигу всем другим чемпионатам. Но для руководства мадридского «Реала», за который выступает валлиец Гарет Бэйл, эти новости приятными не назовешь.
Испанским клубам разрешено заявлять на матч только трех игроков, не представляющих ЕС, а при наличии в составе бразильцев Каземиру и Данилу, а также колумбийца Хамеса Родригеса потеря европейского гражданства у Бэйла лишит кого-то из этой тройки места в заявке.
Правда, у Британии есть еще два года, чтобы урегулировать свои отношения с Евросоюзом, и не исключено, что страна подпишет с ним ассоциацию по типу норвежской. В этом случае любители английского, валлийского и шотландского футбола смогут вздохнуть спокойно — норвежские игроки не считаются легионерами в чемпионатах стран ЕС, не будут считаться и британские.
Есть лазейка и специально для Гарета Бэйла. Атакующий полузащитник «Реала» вполне может получить второе гражданство, как уже поступили многие заграничные звезды примеры — от Месси до Марсело.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата Англии по футболу, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».