Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства затронул тему допингового скандала, поразившего российский спорт. По словам главы государства, российские спортивные руководители вовремя не проинформировали спортсменов о пополнении стоп-листов препаратов.
«Приостановка аккредитации Всероссийской федерации легкой атлетики и недавние так называемые допинговые случаи задевают не только наших спортсменов, но и многих спортсменов из других стран и бросают тень на авторитет спорта в целом, — подчеркнул Путин. —
Очевидно, что наши спортивные руководители проявили непонимание актуальности этих вопросов, своевременно не пополнили наши стоп-листы, не проинформировали спортсменов и тренеров о решении Всемирного антидопингового агентства о запрещении препаратов.
Не хочу вдаваться в детали, связанные с мельдонием, который у нас внесен чуть ли не в список жизненно необходимых лекарственных препаратов. Тем не менее, если уж этот препарат был включен в список ВАДА, то надо было это иметь в виду и соответствующим образом на это реагировать. Но дело не только в этом конкретном случае, речь о системных вопросах».
Путин отметил, что Министерству спорта нужно активнее развивать партнерское взаимодействие с международными организациями, прежде всего со Всемирным антидопинговым агентством и Международным олимпийским комитетом.
«Россия — дисциплинированный член международного спортивного сообщества, она пользуется большим авторитетом, в этом ни у кого нет сомнений, — добавил президент. —
Очевидно также, что наше национальное антидопинговое законодательство нужно серьезно совершенствовать, если у нас происходят такие сбои; наказывать тех, кто склоняет спортсменов к употреблению запрещенных препаратов, нужно обратиться и к международному опыту.
К сожалению, должного взаимодействия Минспорта, который определяет антидопинговую политику, и Федерального медико-биологического агентства, отвечающего за медико-биологическое обеспечение сборных команд, до сих пор нет.
Все, кто отвечает за подготовку спортсменов, должны использовать самые современные научно-образовательные и научно обоснованные методики».
Глава государства попросил правительство проработать «эти и другие вопросы» по повышению эффективности национальной системы борьбы с допингом и представить соответствующие предложения.
«Мы по праву гордимся достижениями наших спортсменов, и их результаты не могут быть поставлены под сомнение никакими скандалами, это абсолютно очевидная вещь. Тем более что подавляющее большинство наших атлетов ведут себя достойно и ни к каким запрещенным препаратам отношения не имеют. И конечно, нужно сделать все, чтобы их спортивная карьера от всех этих скандалов не страдала, так же как и не страдали болельщики, которые за них переживают», — сказал Путин.
Ключевым моментом его речи стал призыв не политизировать допинговый скандал и отказаться от разнообразных «теорий заговора».
«Не нужно продвигать какую-то теорию заговора — нужно системно и своевременно реагировать на принимаемые решения, в том числе на уровне международных организаций, — подчеркнул президент. —
Если у вас не было данных о том, как быстро выводится этот препарат из организма человека, то нужно было провести соответствующую работу, вступить в контакт с коллегами из ВАДА и с ними заблаговременно все это обсудить, а не бить, как в народе говорят, по хвостам, задним числом рассуждать о том, что корректно было ими сделано, а что некорректно.
Поэтому, как учат старые опытные тренеры, нужно не плакать и не стенать по каждому поводу, а выигрывать — и выигрывать за явным преимуществом, тогда и вопросов не будет никаких».
Министр спорта Виталий Мутко, присутствовавший на совещании, ответил на критику президента. По его словам, в истории с запретом мельдония и последующим обвинением российских спортсменов остается много белых пятен.
«Что касается ваших замечаний по взаимодействию, недоведению до спортсменов, мельдоний, у которого есть десятки аналогов в мире, был запрещен с 1 января, и мы исходим из того, что не должны его применять, и ориентируем всех наших спортсменов, организаторов, врачей, тренеров на эту работу, — сказал функционер. —
С другой стороны, мы проводим расследование. Мы видим, что наши спортсмены в большинстве своих объяснений говорят, что этот препарат принимался в ноябре, в декабре, в октябре прошлого года.
Конечно, мы запросили антидопинговую организацию ВАДА и сегодня получили ответ: исследований по сроку вывода этого препарата из организма, конечно же, нет. Мы хотим каждый индивидуальный случай в этом плане совместно с нашими коллегами рассмотреть.
Поэтому, конечно, мы принимаем вашу критику и считаем, что, действительно, не должны позволять на заслуги российских спортсменов, добросовестных спортсменов бросать тень, и еще усилим меры. Мы в правительстве провели специальное совещание, сейчас рассмотрим вопрос усиления меры ответственности, особенно касаемо тех людей, которые побуждают спортсменов применять эти запрещенные средства».
Владимир Уйба, руководитель Федерального медико-биологического агентства, в свою очередь выдал почти сенсационную новость о том, что инструкция по применению мельдония не отражает реального положения дел и вещество может выводиться из организма в течение полугода.
«Мы провели всю нормативную работу, которая была необходима при введении в запрещенный список мельдония, — заявил Уйба. — При этом хочу сказать, что сам мониторинг препарата вовсе не говорит о том, что он будет включен в запрещенный список. Есть десятки примеров, когда препарат был в мониторинге, но так и не попал в запрещенный список, поэтому работа по выводу его из оборота начинается только после внесения.
Все спортсмены, у которых взяты пробы, — они январские и дальше, 2016 года. Под роспись, то есть мы до каждого спортсмена довели информацию о том, что препарат исключен. Сняли его со склада и реализовали в лечебных учреждениях, не выводя его на спортивные ринги.
В инструкции по применению есть разночтения. Там сказано, что препарат выводится от нескольких часов до нескольких суток, но на самом деле, согласно нашим первым исследованиям, кумулятивное действие препарата предположительно длится до полугода.
Налицо несостоятельность инструкции по применению препарата, которая дана, и тех базовых данных, которые мы уже сейчас начинаем набирать. До этого мы этим не занимались, потому что препарат относился к разрешенным, и не было никакой базы для этого».
Напомним, что за последние дни положительный результат на мельдоний дали допинг-пробы теннисистки Марии Шараповой, конькобежцев Семена Елистратова и Павла Кулижникова, фигуристки Екатерины Бобровой и волейболиста Александра Маркина.
Кроме того, мельдоний был обнаружен в крови двукратного чемпиона мира по биатлону среди юниоров Эдуарда Латыпова, а также игроков сборных России по «Регби-7» Алены и Алексея Михальцовых. Препарат попал в список запрещенных с 1 января 2016 года.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».