— Российские знатоки допинга утверждают, что мельдоний — не более чем витаминка. Он действительно настолько безобиден?
— Это совершенно неправильное и неграмотное убеждение. Витамины — это витамины. Каждый препарат имеет свою классификацию. Милдронат принимают при различных патологиях мышечной системы, в частности сердечной мышцы. Это препарат для курсового применения.
Спортсмены, пока препарат не был запрещен, пили его при определенных мышечных усталостях и мелких травмах, когда необходимо увеличить питание мышцы.
— Какое фармакологическое действие оказывает препарат?
— Милдронат уменьшает количество креатина и синтезирует жирные кислоты. В результате высвобождается кислород, который начинает активно питать те зоны, которые нуждаются в этом. Плюс препарат продуцирует магний в организме, а этот элемент улучшает жизнедеятельность костей, связок, сухожилий, мышц — всего опорно-двигательного аппарата.
— Какова была процедура включения его в список запрещенных препаратов?
— Каждый год на сайте WADA (Всемирное антидопинговое агентство. — «Газета.Ru») появляется список препаратов, которые с 1 января следующего года будут считаться допингом. Делается это заранее. 30 сентября 2015 года все организации были оповещены о том, что милдронат будет запрещен.
С учетом того что это вещество выводится из организма 90 дней, время подготовиться было. Спортсмены должны были находиться в курсе событий. То, что происходит сейчас, я комментировать затрудняюсь. Во всех видах спорта есть свои специалисты, которые отвечают за эти вопросы и курируют спортсменов.
— Почему WADA решило внести милдронат в список запрещенных препаратов?
— Трудно сказать. В организации сделали такие выводы. Они посчитали, что мельдоний имеет какое-то отношение к стимуляции результатов, и внесли его в четвертую допинг-группу — гормоны.
— Говорят, что мельдоний распространен в странах Восточной Европы, а на Западе его никто не употребляет. Это действительно так?
— Ничего удивительного тут нет. Препарат был изобретен в 1975 году в Риге. Соответственно, он был распространен только на постсоветском пространстве. Англичанам или, скажем, испанцам он попросту не нужен. Где-то в Восточной Европе он еще мог быть.
Какая разница, где пьют милдронат? Он запрещен, и больше его употреблять нельзя.
— Поговаривают, что раньше милдронат пили многие российские спортсмены. Его употребляли футболисты?
— Дело не в виде спорта. Спортсмены используют массу лекарств, каждое из которых имеет свое назначение. Да, раньше он достаточно активно применялся, но сегодня говорить об этом — криминал. Я считаю, что милдронат — хороший препарат, но, конечно, это никакая не витаминка, не аскорбинка. Он имеет конкретную направленность.
— Возьмем футбол. Кто там должен отслеживать включение препаратов в список запрещенных?
— За все отвечают врачи. Они контролируют список запрещенных веществ. Но в футболе таких скандалов нет. Все спортсмены в вопросах фармакологии опираются на назначения спортивных врачей. А у Шараповой своего врача не было. У нее есть диетологи, стоматологи и т.д.
Но в сборной за все отвечает врач. Он несет ответственность, если только спортсмен сам не решит принимать допинг.
В футболе такого нет. Каждый игрок двадцать раз переспросит у тебя, что можно пить, а что нет, даже если просто идет лечить зубы. Пока командный доктор не даст разрешение, футболисты принимать тот или иной препарат не станут.
— Виталий Мутко заявил, что Министерство спорта предупреждало все федерации о запрете мельдония еще за полгода до того, как это случилось.
— Я уже говорил, что информация об этом появилась на сайте WADA 30 сентября прошлого года и была выделена красным цветом. Не могу отвечать за других врачей, но они обязаны были увидеть это оповещение.
Конечно, вся ответственность в данном случае лежит на врачах. Ведь если водитель сбил пассажира, то отвечает за это не пассажир. В данном случае водитель — это доктор, а пассажиры — спортсмены.
— Что теперь ждет Марию Шарапову и других наших спортсменов, уличенных в употреблении мельдония? Могут ли они надеяться на какие-то послабления, ведь препарат был запрещен совсем недавно.
— Если Шарапова докажет, что принимала милдронат по предписанию врача и что он был ей необходим по медицинским показателям, то сможет отделаться двумя годами дисквалификации. Если этого доказано не будет, дисквалификация может растянуться до четырех лет.
— Бытует мнение, что история с мельдонием — очередная нападка на Россию. Вы согласны с тем, что имеет место заговор, или это просто коллективная халатность?
— Я ничего не понимаю в политике. Не понимаю, как кто-то может специально атаковать Россию. В футболе все хорошо. Не думаю, что здесь замешана политика. Норвежский биатлонист Уле-Эйнар Бьорндален бегает до сих пор. А ему уже 42 года! Пьет ли он что-то? Его никто не поймал...
— Может быть, в Европе дальше ушли в вопросах спортивной фармакологии?
— Думаю, дело именно в этом.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».