Малышка на миллион
Выступление на Skate America наглядно показало: свой международный дебют на взрослом льду королева юниорского фигурного катания Евгения Медведева (в прошлом году россиянка выиграла на этом уровне все, от финала Гран-при до чемпионата мира, плюс стала третьей на взрослом чемпионате России) вместе с тренерами готовила очень серьезно.
15-летней дебютантке не дадут таких же высоких компонентов, как более опытным девушкам? Не беда, выжмем максимум из техники. Например, перенесем все прыжки во вторую часть короткой программы, за что полагается дополнительный бонус. Точно такой же вариант с тремя прыжками во второй половине проката фигуристка уже показала в самом начале октября на турнире серии «Челленджер» в Братиславе, где набрала даже больше баллов, чем в Милуоки.
Кто-то скажет: выдающаяся спортивная наглость. Другие назовут это тонким, блистательно сработавшим расчетом. Разве вина Медведевой, что никто другой до этого не додумался?
Что касается широко обсуждаемой сейчас артистической стороны ее катания, то и тут Медведева на самом деле оказалась на высоте. Да, в ее хореографии не просматривается многих лет взлетов, падений и непростого жизненного опыта. Но каждый жест обеих ее программ был дотянут, а каждая поза – додержана.
Медведева в Милуоки сделала все возможное, чтобы показать себя не очередной юной попрыгушкой, а представительницей классической российской школы — тонкой, лиричной, как сама великая музыка Исаака Шварца из кинофильма «Мелодии белой ночи». Работающей на контрасте с американской манерой, если хотите, когда даже программу про трагическую любовь катают с улыбкой в 33 зуба и бьющей через край уверенностью в себе.
Именно так катается любимица Америки Грейси Голд, красавица-блондинка, для которой все трудности переходного возраста уже позади. В Милуоки Голд отдала победу во многом сама. В короткой программе Грейси сделала двойной флип вместо тройного, а по новым правилам такие прыжки не засчитываются совсем (минус пять с лишним баллов). А в произвольной программе сдвоила сальхов. Банальная математика.
Кроме того, вполне могло сказаться и абсолютное непопадание американки в образ. В кино существует такой термин «мискастинг», означающий несоответствие актера и роли. Именно такое впечатление, при всех своих многочисленных достоинствах, производила Грейси в «Жар-птице». Музыка Стравинского требует совершенно иной органики и стиля катания. Все желающие могут сравнить программу американки с недавней постановкой Анны Погорилой на ту же музыку.
Да, американок с их несравненным умением преподносить себя в любом материале можно выпустить на лед хоть без музыки вообще. И они все равно получат свои баллы за интерпретацию и все остальное. Просто окажись у Грейси более подходящая ее стилю катания постановка, баллы за компоненты могли бы быть еще выше.
Элвис не помог Липницкой
После победы на Skate America зарубежные болельщики окрестили Медведеву the next russian wonder baby – новой российской чудо-девочкой, намекая на всех ее знаменитых предшественниц. А постановщик ее произвольной Илья Авербух рассказал, что задумывал эту программу… для Юлии Липницкой. Но мама спортсменки его вариант в прошлом сезоне отвергла.
Сама Юлия в Милуоки осталась только шестой, практически лишившись шансов попасть в финал Гран-при-2015. Олимпийская чемпионка Сочи в командном турнире допустила в обеих своих программах ряд заметных ошибок и в целом была, как говорят спортсмены, не в ногах. К тому же в короткой программе Юлии выпало выступать сразу за Медведевой. И на контрасте с прекрасно готовой к турниру Евгенией все недостатки катания Липницкой оказались еще более очевидными.
То, что Юлия сомнения может записать себе в актив – вторая часть ее произвольной программы. Когда после первых ошибок фигуристка взяла себя в руки и стала выдавать такие прыжки, каких в ее исполнении не видели уже давно.
Еще одним заметным событием в женских соревнованиях стала попытка канадской фигуристки Алейн Шартран выполнить в произвольной программе тройной аксель – тот самый уникальный прыжок, благодаря которому в прошлом году сорвала джекпот на чемпионате мира Елизавета Туктамышева. Правда, Шартран в Милуоки постигла неудача: она докрутила прыжок, но упала, потеряв три балла плюс штраф. А затем посыпались другие элементы. Как результат – последнее место в произвольной программе.
Но сам факт, что такая попытка имела место уже на первом этапе Гран-при, вполне возможно, говорит о многом. И женское одиночное катание в ближайшие годы вполне может ждать судьба мужского, где еще совсем недавно несколько четверных прыжков были событием, а сейчас – абсолютно рядовая вещь.
Чайковский для Синициной и Кацалапова
Разочарованием стали для российских болельщиков соревнования в парном и мужском одиночном катании. Ни в одном из этих видов россияне не попали в число призеров, хотя имели все основания на это рассчитывать.
Своего рода бальзамом стали танцы на льду, где Виктория Синицина и Никита Кацалапов, дебюта которых в этом году из-за травмы партнера пришлось ждать до конца октября, стали вторыми вслед за вице-чемпионами мира американцами Мэдисон Чок и Эваном Бэйтсом. Более того, произвольный танец дуэты прокатали практически на равных: россияне во втором виде программы обыграли более статусных соперников технической оценкой, но уступили примерно столько же по компонентам. Плюс потеряли два балла, передержав поддержки.
Чего-то подобного от нового российского дуэта ждали еще в прошлом году. Но дебютный сезон для Виктории и Никиты сложился очень непросто. Они неудачно выступили в серии Гран-при-2014 и не попали в сборную по итогам декабрьского чемпионата России.
Это было, безусловно, неприятно, особенно на фоне успехов бывших партнеров Елены Ильиных и Руслана Жиганшина. Но и в таких ситуациях можно найти свои плюсы. Например, выпавшая вторая половина сезона оставляет больше времени для тренировочной работы. Глядя на оценки Синициной и Кацалапова на Skate America, можно констатировать: вынужденный перерыв фигуристы и их тренеры, судя по всему, провели с пользой для дела.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания.