Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«За фигурным катанием вне льда не слежу»

Максим Ковтун о новых программах и целях в фигурном катании

После победы на международном турнире в Саранске Максим Ковтун рассказал о своей широко обсуждаемой произвольной программе под Бетховена, сравнил костюмы для фигурного катания и для жизни и рассказал, чему научился у Михаила Барышникова.

— У вас нет ощущения, что сейчас конкуренция в российском мужском катании выросла? Много парней сейчас пытаются делать четверные, и не по одному.
— Не знаю, что во мне изменилось, но я последнее время вообще ничего не смотрю в интернете про фигурное катание. У меня в жизни все кипит, не до этого. Мне хватает того, что это моя работа, что я каждый день сам им занимаюсь. Так что не знаю, кто что катает и прыгает, ничего. Даже прокат Юдзуру Ханю (олимпийский чемпион и чемпион мира. — «Газета.Ru») посмотрел практически случайно и отрывками: мне понравился костюм, захотелось рассмотреть.

Когда ездил в японские шоу, там посмотрел все прокаты вживую. Но это другое дело. Правда, здесь, в Саранске, тоже ни одного чужого выступления не видел.

— Раз уж речь зашла о костюмах. Насколько вам самому важно, что на вас надето?
— Теперь стало важно. Раньше, еще когда катался в Екатеринбурге, не обращал на это внимание. Сейчас мне кажется, это хорошо – когда есть красивый проработанный костюм. Я посмотрел, как серьезно к этому относится мой тренер Елена Водорезова. Ей могут не понравиться пуговицы, и она заменит костюм. Например, мы сшили костюм для этой произвольной, я откатался в нем в Японии, и потом кое-что поменяли: удлинили полы камзола, добавили узор. Костюм для короткой еще будет дорабатываться, но идеи у меня уже есть.

— Почему камзол?
— А какой еще может быть костюм для программы в стиле «сарказм»? Время было такое – все тогда ходили как под копирку.

— Бывало так, что Елене Германовне идея нравится, а вам — категорически нет?
— Бывало. Хотя чаще всего, почти всегда, мы в этом смысле на одной волне и хотим одного и того же. А вот у Петра Чернышева (известный хореограф, который ставит программы Ковтуну, Сотниковой и другим именитыми фигуристам. — «Газета.Ru») другой вкус, ему нужно, чтобы было ярко. Чтобы видно с последнего ряда трибун 20-тысячного японского зала. А я не люблю яркие костюмы. Был случай: Петр очень хотел, чтобы у меня была розовая рубашка, и мы сшили два костюма. Но в итоге после выступления в шоу оставили белую, она оказалась лучше.

— Мне кажется, вы в жизни предпочитаете скорее спортивный стиль.
— Почему? Я не в костюме, конечно, хожу, но люблю пиджак, джинсы. Особенно летом. Зимой — вязаные кофты. Вместо кроссовок скорее надену туфли. Это я сейчас сижу в спортивном костюме, но мне это не близко.

— Штаны с опущенной проймой не носили разве?
— Это с мотней что-ли? Наоборот, я всегда пинал тех, кто их носил.

— Про Чернышева все те, кому он ставит программы, говорят, практически как про продюсера. Он ведь не просто делает постановку по запросу, но предлагает образы, порой меняет стиль.
— У него какое-то невероятное количество идей. Кажется, вот сейчас закончатся — и тут он достает еще одну! И ведь это все его, собственное. Кстати, интересный момент: он показывает, а у меня получается по-другому. Все-таки он танцор, да и опыта у него гораздо больше. Иногда ему не нравится. А иногда он говорит: круто! Оставляем так! И в процессе получаются какие-то новые вещи, которых еще ни у кого нет.

— В произвольной программе вы не боитесь сравнений с Фернандесом, который катал что-то похожее?
— У нас был такой разговор. Но Петр сказал: если ты сделаешь, как задумано, это не будет ни на кого похоже. Будет программа, крутая по-другому.

Тренеры вначале отнеслись к самой идее со сменой настроений скептически. Не верили, что я вытяну это актерски. Но когда стало получаться, я увидел нужную реакцию на их лицах. Но ради этого пришлось потрудиться. Первое время было много обидного: я пытаюсь играть, а все только смеются (улыбается ).

Как я уже рассказал, очень помогла тренировка с Натальей Бестемьяновой и Игорем Бобриным. У меня впервые такое было: обычно после двух часов на льду уже тяжело, а тут провел там четыре или пять часов. И все получалось практически сразу: вот я радостный, а тут — влюблен. Они объясняли очень понятно.

Но еще раз скажу: эта программа еще не заиграла по-настоящему. У меня еще нет ряда прыжков. Здесь в Саранске я те же тулуп и сальхоф крутил — как на самоубийство шел.

— На пресс-конференции вы сказали, что подсмотрели идею резкой смены эмоций в одном из выступлений великого танцовщика Михаила Барышникова. Кто вам его показал?
— Петя Чернышев, конечно.

— Даже жаль, что вам не поставили такую программу раньше. Со стороны кажется, что вынужденное внимание к актерской стороне дела по-хорошему отвлекает вас от прыжков. И вы уже не так за ними гоняетесь, как раньше.

— На самом деле, мне кажется, все мои программы в ЦСКА были идеальны на тот момент, когда они ставились.

Самые первые, еще когда я выступал в юниорах, – «Касабланка» и «Лоуренс Аравийский». Там была задача показать, что я лучше всех. С простыми заходами на прыжки, но зато я катал их чисто, попал в финал юниорского Гран-при, неплохо выступил на чемпионате Европы. Потом нужно было набирать по всем компонентам. У меня же было такое колхозное скольжение. Ни дотянутых носков, ничего. В какой-то момент это начало меня сильно раздражать. Я же видел, как катались другие. И мы начали очень много работать над этим. И программы — Чайковский и «Фламенко» — сразу стали куда сложнее, хотя и катать их было куда менее удобно. Да что там, просто тяжело.

Когда к нам в команду пришел Максим Завозин, мы стали очень много работать над скольжением, потому что я очень отставал в этом компоненте, если говорить о борьбе за высокие места. «Болеро» и Muse уже были реально сложными программами. Правда, я в прошлом сезоне так ни разу и не показал их, как задумывалось.

Сейчас у меня программы того же уровня сложности по технике, но добавилась актерская составляющая. Не только в произвольной. В короткой тоже нужно быть посмелее, чтобы она заиграла.

— Как считаете, по-человечески вы сильно изменились за эти несколько лет в ЦСКА?
— Я смотрю на себя того и иногда думаю: кто это вообще (улыбается )? Если бы была возможность перенестись туда, в прошлое, сказал бы себе, что слишком много отвлекался от фигурного катания. То бытовуха, то еще что-то. Но как это объяснишь? Есть только два варианта. Либо вбивать — а человек сделает вид, что понял, но не поймет.

А можно, как Елена Германовна, которая мягко меня направляла, пока я делал какие-то свои ошибки. И постепенно до меня начало доходить, как нужно. Как Аделина, которая в нужный момент отодвигает всех от себя, и у нее — только тренировки. Я так не мог. Но сейчас у меня с новой силой возникло это желание тренироваться. До травмы я весь горел.

— А потом повредили ногу.
— В межсезонье все складывалось так хорошо. Я специально не давал интервью, очень хотел всех удивить на прокатах в Сочи. Летом катался в японском шоу, и там все прошло отлично. Меня впервые попросили выступить соло с акселем. При том, что там были все звезды, кроме Фернандеса и Ханю. Было так: Патрик Чан дает мне огромный чан как бы с волшебным зельем, я его пью — и иду прыгать. И прожектор только на мне. Во всех выступлениях сделал этот аксель идеально.

— У вас ведь был период увлечений музыкой. Вы даже рэп-альбом выпускали.
— У меня много увлечений. Я и рисую хорошо на стенах.

— Граффити?
— Да. И машины люблю. Я же из Екатеринбурга.

— Вы можете спокойно пройти по улицам в родном городе? Там в декабре будет чемпионат России, вопрос актуальный.
— А почему нет? Но я бываю только в своем районе, а живу на отшибе. У нас все друг друга знают. Если с кем-то увидишься, а с кем-то нет, обижаются. Поэтому, если приехал ненадолго, стараюсь никому не говорить, чтобы побольше провести время с родителями. Зато если кто-то один узнает… Про Екатеринбург вообще можно сериалы снимать.

— Возвращаясь к автомобилям и прочему. Звучит как нормальные человеческие хобби.
— У других фигуристов они не такие. Сейчас я точно все отброшу на время. Только спорт. Вообще фигурное катание для меня — дело, которым можно заниматься всю жизнь.

— А им можно?
— Конечно. И в плане достатка будет нормально. Потом можно быть постановщиком, заниматься подкатками, устроиться в шоу.

Но на самом деле я не думал и не думаю о том, что будет после спорта. Просто знаю, что не пропаду. Но пока хочу добиться максимум возможного в спорте. Я искренне верю в себя, верю, что на Олимпиаде можно взять медаль. Я не из тех людей, которые могут заниматься фигурным катанием, зная, что результата не будет, потому что им нравится или потому что кто-то заставляет. Но 18 лет заниматься делом и уйти ни с чем было бы обидно.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания.

Новости и материалы
В США заявили о решении Байдена подставить Трампа
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Экс-вице-губернатора Петербурга приговорили к 13 годам колонии
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Все новости