Дружит с природой
Устав от обвинений в свой адрес относительно убийства окружающей среды, Международная федерация автоспорта задумалась о создании серии, что была бы милостиво принята даже «зелеными». А потому за основу нового проекта взяла не шасси, потребляющее высокооктановое топливо, а электрический кар.
Пусть его мощность болиду «королевского класса» уступает (под кожухом силового агрегата таятся лишь около 300 «лошадок»), зато никакой «Гринпис» не придерется.
При этом болиды «Формулы Е» способны развивать вполне себе пристойную максимальную скорость, равную 225 км/ч, и напичканы изнутри техникой по последнему слову.
Достаточно сказать, что всю электронную начинку для серии поставляет команда «Макларен», аккумуляторами занимался коллектив «Уильямса», «Рено» осуществляла экспертизу и тесты шасси, тогда как последнее (в смысле оболочки и дизайна) проектировалось кампанией «Даллара» — поставщиком каров для серии GP2.
Социализируется с публикой
Идти проторенными путями и развлекать аудиторию, уже прикормленную «старшим братом», «Формула Е» не желает. Поэтому обращает свой взор на новые и подзабытые автоспортом рынки.
10 этапов, из которых состоит новообразованный чемпионат, помимо ожидаемо выгодных «спонсорских» стран — Китая, Японии, Великобритании, пройдут в том числе в экзотических Аргентине и Уругвае.
Подчеркнем: профильных автодромов для «Формулы Е» нигде специально не строят. Соответственно, командам предписано гонять по городским улицам, что добавляет шарма телекартинке и головной боли пилотам, ведь асфальт в таких условиях имеет невероятно деструктивные для покрышек «Мишлен» свойства.
Шаг навстречу оторванному от гоночного мира обществу новая серия делает и в формате информационных технологий. В частности, на службу «Формуле Е» ставятся социальные сети.
Накануне гонки фаны смогут голосовать за пилотов на специальном интернет-сервисе, выбирая самого общительного, дружелюбного и милого болельщицкому сердцу спортсмена.
Тройка победителей — система конкурса списана с заокеанского интерактива American Idol — перед стартом получит приз. Очень, сказать по правде, нужный в бою: 20-процентную прибавку к мощности движка длительностью в пять секунд.
Разумеется, это облегчит процесс обгона соперников. Кроме того, три экстрабалла всякий раз будет получать победитель квалификации, и еще бонус в два очка уйдет обладателю лучшего круга.
Дарит равные возможности
В последние годы только ленивый не критиковал «Ф-1» за радикальное расслоение пелотона в силу разных уровней финансовой и технической поддержек.
Заводские команды по умолчанию оказывались в лидерах, имея огромные производственные мощности и денежные потоки для развития, частники еле-еле перебивались с хлеба на воду. Соответственно, борьба шла в двух параллельных мирах, негативно отражаясь на общем уровне конкуренции.
В «Формуле Е» прослеживается попытка создать условия, идентичные для всех, с целью вывести мастерство пилота в главные факторы по определению победителя. Равные по мощности и надежности моторы, стандартные шасси, не имеющая различий «начинка» позиционирует всех пилотов как реальных претендентов на титул.
Лучше окажется тот из них, кто грамотнее распорядится ресурсом батареи, тактически изящнее спланирует передвижение по кругам дистанции, удачнее выберет время для остановки в боксах.
Последнее, кстати, пит-стопом в привычном смысле слова назвать нельзя. Ведь в «Формуле Е» пилоты меняют не колеса или антикрылья, а машину целиком! Оставляя основное шасси на перезарядку, вторую часть дистанции (каждая занимает по 25–30 минут) пилот проводит на дополнительной машине.
Процесс пересадки смотрибелен сам по себе. В придачу же к нему идет элемент неожиданности: малейшее замешательство — и лидер сразу же опускается в гущу пелотона.
Позволяет жить по средствам
Добрая половина «королевского класса» нынче в долгах как в шелках. Причем целый ряд команд вовсе грозит почить в бозе из-за долгов грядущей зимой.
Слишком уж дорогое удовольствие постоянно обновлять аэродинамику машины, вести разработки по оптимизации дозволенных узлов, оплачивать чуть ли не «золотые» силовые агрегаты.
Да и с логистической точки зрения почти два десятка этапов, географически разбросанных по планете, — дело требовательное к финансам. Оттого и живут «пролетарии» Больших призов впроголодь.
«Формула Е» позиционирует себя как более гуманная серия. Содержание здешней команды в среднем обходится меценатам в три миллиона фунтов против 115–120 млн в элитном классе.
Да и по численности обслуживающего персонала электромобильные команды невероятно скромны: в боксы допускается лишь восемь человек плюс специалист, обслуживающий силовые установки. Для пущего драйва в борьбе за Гран-при также введен призовой фонд. На каждом этапе разыгрывается полмиллиона евро.
Задействует известных персонажей
Топовых пилотов калибра Фернандо Алонсо или Себастьяна Феттеля, конечно, «Формула Е» в силу собственной скромности не привлечет. Впрочем, она к этому особо не стремится, поскольку считает своей основной задачей обратную — готовить спортсменов для выступлений в элите.
Кроме того, новая серия являет собой платформу для поддержания в тонусе тех гонщиков, кто попробовал «Ф-1» на вкус, но по тем или иным причинам в обойме сильнейших команд не закрепился.
Посему даже при беглом ознакомлении с составом участников (всего 20 героев, представляющих 10 команд), легко выхватываешь из списка знакомые фамилии.
Например, ветеранов Ника Хайдфельда и Ярно Трулли, побеждавших на этапах «королевского класса». Здесь же одиозные Бруно Сенна и Нельсон Пике-младший, участием в скандалах во время выступлений в «Ф-1», скорее, опозорившие знаменитые чемпионские фамилии, нежели их прославившие.
Подле них подающий большие надежды тестер элиты Сэм Берд и не раскрывшиеся в «Торо Россо» Себастьен Буэми с Хайме Альгерсуари.
Для пущей красоты в «Формулу Е» пригласили девушек, включив в состав команд Кэтрин Ледж и Микеллу Черутти. Так что в новой серии любителям автоспорта есть на кого посмотреть в прямом смысле слова.
Хватает «селебрити» и среди владельцев команд. Причем замкнуты они не только на мире спорта. Да, Ален Прост, курирующий команду ради карьерного роста в ней сына, известен больше фанатам гонок. Но тот же Леонардо ДиКаприо, подвизавшийся патронировать «Вентури», — самый настоящий человек мира.
Аналогичное определение можно дать и бизнесмену Ричарду Бренсону, владеющему всемирно известным брендом «Верджин». Как говорят устроители гонок, это только начало популяризации «Формулы Е». Дальше знакомые лица будут сплошь и рядом.
Поэтому если вы хотите оставаться в автоспортивном тренде — не пропустите следующий этап. Он пройдет 18 октября в малайзийской Путраджайе.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.