Первым о том, что молодым российским футболистам нужна практика соперничества на серьезном уровне, заговорил главный тренер молодежной сборной страны Николай Писарев. Произошло это после того, как молодежка не смогла занять первое место в отборочной группе на чемпионате Европы — 2015. А несколькими днями позже выяснилось окончательно: на молодежный Евро, а за ним и на Олимпиаду-2016 российская команда не поедет.
«Надо создавать базовую команду для молодежной сборной. Пусть не в Премьер-лиге, а в Футбольной национальной лиге. Но там надо собрать одаренную молодежь и дать им практику. Отсутствие ее — наш бич», — заявил Писарев изданию «Советский спорт».
«Газета.Ru» проанализировала статистику выступлений футболистов молодежки — и тех, кто завершает свое выступление за нее, и тех, кто попадает в новый созыв, — и пришла к выводу, что практику в основных своих клубах (как РФПЛ, так и ФНЛ) на более-менее регулярной основе получают лишь 50% игроков. Многие же с годами прочно оседают в молодежной и второй клубных командах.
Известный российский специалист Анатолий Бышовец, с именем которого связан последний олимпийский успех в отечественном футболе, золото на Играх-1988 в Сеуле, назвал хорошей идею создания клуба на основе сборной.
«Эту инициативу надо поддержать. Пока это предложение несколько сыровато, но над ним стоит продолжить работу. Мы должны понимать, что речь идет о планировании на чемпионат мира 2018 года», — заявил он.
Определение «сыровато», конечно, Бышовец подобрал самое мягкое из всех возможных. Это даже не какое-то предложение, а это просто идея, мысли, зависшие в воздухе. И тем не менее вполне реализуемые при достаточной заинтересованности со стороны Российского футбольного союза.
Однако вслед за этим последовали слова генерального секретаря РФС Анатолия Воробьева о том, что клуб с названием «Россия 2018» нужно делать и вовсе на основе национальной сборной с Фабио Капелло во главе.
«Надеяться, что за три с половиной года, оставшиеся до чемпионата мира, в нашей стране появятся настоящие футбольные звезды, не приходится. Ясно, что на мировом первенстве мы сможем составить конкуренцию только за счет сыгранности. В сложившейся ситуации необходимо искать уникальные компетенции и возможные конкурентные преимущества. Одним из них, возможно, самым главным может стать создание базовой команды «Россия-2018», — заявил Воробьев ИТАР-ТАСС.
По его словам, полноценное участие в чемпионате России такой клуб мог бы принять только в одном сезоне-2017/18, предшествующем мировому первенству. «Команда была бы сформирована из арендованных игроков, регулярно вызывающихся в сборную России и представляющих ведущие российские клубы», — предложил Воробьев.
Несколько противореча своей же идее о том, что главное в базовом клубе — это сыгранность игроков, генсек РФС добавил, что «трансферных окон будет два» и «что клуб, если пожелает, зимой сможет обратно забрать игрока, отправленного в «Россию-2018».
Воробьев привел примеры из истории советского спорта, когда базовыми клубами хоккейной и футбольной сборных были соответственно московский ЦСКА и киевское «Динамо». Современным примером этого чиновник РФС видит «Барселону» и «Баварию», в которых играют многие из футболистов сборных Испании и Германии.
Практически забывая о позиции ФИФА, всячески отвергающих политическое вмешательство в дела национальной футбольной федерации, Воробьев говорит: «Если данный проект будет рассматриваться как проект федерального значения, а также найдет поддержку у Министерства спорта и руководства страны, то не сомневаюсь, что у базовой команды появится мощный спонсор в лице крупной государственной компании».
Возможно, в этих словах и кроется главный смысл идеи: наполнить хотя бы таким способом бюджет Российского футбольного союза. Действительно, ведь если клуб будет создан на базе национальной команды – молодежной или основной, — контракты-то футболисты, тренеры, спонсоры и пр. будут заключать как раз с РФС.
Воробьев подчеркнул, что все озвученное — это лишь идея, которая требует детального обсуждения, и в РФС по вопросу эффективной подготовки к ЧМ-2018 уже сформирована рабочая группа, которую возглавил глава союза Николай Толстых.
Вот только кажется, что «обсуждение» этой идеи будет рождать новые ее минусы при только одном очевидном плюсе — футболистам нужно сыграться, а Фабио Капелло — досконально знать их возможности.
На другой же чаше весов к очевидным сейчас проблемам контрактов, отъему у клубов их воспитанников, нерыночным методам развития лиги, лишению участвующих в еврокубках команд сильных игроков добавятся новые, невидимые с первого взгляда.
Спортивная мотивация собранного из сборников клуба также выглядит сомнительной: речь даже не идет о том, что кто-то привык играть за клуб и «целовать ромбик». Речь о том, что собранная команда не будет бороться ни за чемпионство, ни за места, а ее игроки могут иметь собственные клубные симпатии.
«Идея о базовом клубе сборной контрпродуктивна. Даже если собрать такую команду, то она может совсем расслабиться из-за полного превосходства над остальными», — привел и еще один антиспортивный аргумент в беседе с ИТАР-ТАСС вице-президент московского «Динамо» Геннадий Соловьев.
Краток в своем комментарии был и президент «Краснодара» Сергей Галицкий, строящий свой клуб как бизнес-модель, но не забывающий и о детской академии:
«Это социализм. Больше добавить нечего».
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу.