— Что в первую очередь помешало молодежной сборной добиться успеха в квалификации к Евро-2015?
— Выступление молодежной сборной вызвало разочарование, и это разочарование носит не столько характер осуждения того факта, что команда не смогла решить поставленную задачу, сколько осознания ситуации в целом. Хорошо, что есть игроки, которых удалось открыть, воспитать.
Но нужно понимать, что самая главная задача — участие в финальных стадиях чемпионатов мира и Европы. Такие турниры позволяют приобрести необходимый международный опыт, что ведет к совершенствованию молодых футболистов. Мы должны спросить себя: созданы ли у нас условия для того, чтобы «молодежка» добивалась успеха?
— Так можно ли утверждать, что у Николая Писарева не было этих условий?
— Я не вижу должного внимания к «молодежке», не замечаю должного понимания того, насколько важна молодежная команда. Ведь это прообраз главной сборной! Здесь есть множество проблем: и вопрос приезда игроков, и отсутствие ключевых футболистов на решающих матчах, как это было с Оздоевым, вызванным в главную сборную, во время игры «молодежки» с Данией. И главное: у большинства игроков команды Писарева отсутствует игровая практика в клубах. Самое необходимое для совершенствования — это постоянно играть.
— Как добиться того, чтобы молодые футболисты получали как можно больше игрового времени в клубах?
— Мы должны создать все условия для того, чтобы Николай Писарев получал в свое распоряжение тех футболистов, которые играют во взрослый футбол на высоком уровне. Я думаю, что это должно решаться сверху, необходимы изменения в правилах лимита на легионеров.
— На ваш взгляд, какая схема лимита будет наиболее плодотворна для прогресса нашей молодежи?
— Как минимум пять российских футболистов должны выходить на поле в Премьер-лиге, можно и шесть. Думается, что и пяти будет достаточно. Лимит необходимо ужесточить. Кроме того, в составе каждой команды должны быть воспитанники, это также должно быть регламентировано. Один-два — в Премьер-лиге, три — в ФНЛ.
Хороша и идея Писарева о создании команды на базе сборных. Эту инициативу надо поддержать. Пока это предложение несколько сыровато, но над ним стоит продолжить работу. Мы должны понимать, что речь идет о планировании на чемпионат мира 2018 года. Также я не раз говорил, что нам нужно вернуться к вопросу создания спортивных интернатов и региональных академий.
— Кто из нынешнего созыва «молодежки» способен будет попасть в сборную России на домашнем чемпионате мира?
— Можно говорить о целой группе игроков, которые попали в этот состав. Это и Миранчук, и Могилевец, и Давыдов, и Набиуллин, и Оздоев. Хочу сказать, что сегодняшний результат — это предмет отношения к молодежной команде. На моей памяти были прекрасные юношеские и молодежные команды, однако нам не удалось использовать шанс привлечь этих перспективных футболистов.
Есть прекрасный пример — сборная Германии. Там была молодежная команда, которая затем была умело трансформирована в главную сборную, ставшую впоследствии чемпионом мира.
Похожая ситуация была в 1990 году, когда я привлек в сборную СССР целую группу молодых футболистов и они пробились в финал чемпионата Европы. Тогда появились Колыванов, Кирьяков, Онопко, Добровольский, Кульков, Шалимов, Канчельскис, Цвейба. Сегодня такая молодежь есть, и задачей, стоящей перед нами, тренерами, должно стать повышение понимания того, что мы постоянно разбазариваем свое будущее.
— Насколько в неудаче виноват Николай Писарев? Стал ли он просто заложником тех обстоятельств, в которые попал?
— Объективно снимать ответственность с Писарева нельзя. Однако иногда обстоятельства выше квалификации. Писарев столкнулся с множеством проблем, о которых мы уже говорили. Оздоев, ключевой футболист команды, не поехал на матч с Данией, потому что его привлек Капелло и при этом не задействовал в товарищеской встрече с Азербайджаном. Это трудно объяснить.
Так же было в свое время с Дзагоевым и Смоловым, и с этим действительно трудно бороться. Кроме того, команда собирается буквально незадолго перед игрой, это отсутствие условий для подготовки. Потом игроки «с листа» выходят на поле, находясь при этом в разрозненном состоянии, даже с точки зрения физического состояния: кто-то играл за клуб, кто-то полностью лишен игровой практики. Это не может не сказываться.
— Правильно ли, что «молодежка» в шкале приоритетов находится чуть ли не на последнем месте?
— Да, приоритеты нужно изменить. Сегодня интересы предстоящего чемпионата мира должны стоять на первом месте, а это напрямую относится к молодежной команде. Для Писарева необходимо создать режим наибольшего благоприятствования, а этого не делается. Вообще создается впечатление, что кому-то выгодна ситуация, при которой у нас нет ни игроков, ни тренеров.
— Кто именно должен нести за все это ответственность?
— Есть Российский футбольный союз, есть Министерство спорта. Я понимаю, что клубам в вопросе, например, лимита на легионеров неинтересно действовать в интересах будущего. Руководители клубов требуют от своих команд немедленных результатов. Кроме того, им нравится покупать и продавать.
Сейчас складывается благоприятная ситуация. И руководители страны, и министр спорта Виталий Мутко неоднократно высказывались о приоритетности российских спортсменов, в частности футболистов. Я думаю, это и есть то необходимое, что поможет нам не потерять талантливых игроков.
— После чемпионата мира много говорили о том, что Капелло может возглавить весь институт сборных команд. Будет ли это полезно?
— Сейчас ничего подобного не происходит, не осуществляется даже элементарный рабочий контакт между Капелло и Писаревым, и пример тому — ситуация с Оздоевым. О таких инициативах говорится уже давно, но не реализуется никогда. Так было и с Адвокатом, и с Хиддинком, теперь аналогичная ситуация сложилась с Капелло. Конечно, было бы полезно использовать Фабио как можно шире.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице мирового футбола