Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Проверяли хоккеистов на человеческую «вшивость»

Генеральный менеджер российской хоккейной сборной Андрей Сафронов о комплектовании команды

Российские хоккеисты на чемпионате мира в Минске обыграли в полуфинале шведов и теперь в решающем матче поборются с командой Финляндии. Генеральный менеджер нашей сборной Андрей Сафронов в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» рассказал о принципах комплектования команды и взаимоотношениях с главным тренером Олегом Знарком.

«Двоечники» в команде тоже нужны»

— Состав команды и ее тренерский штаб вы собирали в условиях цейтнота. Получилось все, что задумывали?
— Считаю, нам удалось собрать коллектив единомышленников, у которых по-хорошему горят глаза. Хотя своего самого главного достижения этот коллектив еще не добился.

— Тем не менее внутреннее удовлетворение от проделанной работы у вас имеется? Перед началом чемпионата назывались две основные цели команды: яркая игра, за которую болельщикам не будет стыдно, и создание дружного коллектива.
— Полного удовлетворения пока нет. По пятибалльной системе я бы пока поставил четыре с минусом. При этом я имею в виду игру и спортивный результат, все вместе. По микроклимату в команде вопросов меньше. Он ведь создается в том числе и с помощью таких людей, как начальник команды, администратор, которые четко знают, что им нужно делать.

Если бы нас что-то не устраивало, ни Сафронова, ни Знарка здесь бы уже не было.

— В должности генерального менеджера сборной одни видят больше организационную составляющую, другие — спортивную. Как видите свою функцию вы сами?
— Я стараюсь совмещать обе стороны. Мне интересны игроки команды, интересна организационная работа. Вообще, интересно все новое. Если вы спрашиваете, принимал ли я участие в комплектовании сборной, я отвечу — да, и самое деятельное. Еще со времен совместной работы в ХК МВД повелось, что мы обсуждаем кандидатуры игроков как с главным тренером, так и с его помощниками.

По каждому стараемся прийти к общему знаменателю, никто в нашем коллективе одеяло на себя не тянет. Не бывает такого, чтобы кто-то заявил: «Вот этого берем, я за него отвечаю».

— Процесс комплектования шел сложно?
— Сложно. Некоторые ребята приехали на первый сбор в Новогорск неготовыми, многие были уже в отпуске. Пришлось начинать подготовку, по сути, с чистого листа. Нужно было выбрать из большого числа кандидатов правильных, нужных людей. Но это не значит, что остальные — неправильные. Даже те, кого мы «отцепили» от сборной, остаются в сфере нашего внимания.

— Применительно к этой команде часто звучит слово «мужики» — как от членов тренерского штаба, так и со стороны. Что лично вы вкладываете в это понятие?
— Настоящий мужик для меня — это тот, кто за друга примет бой, не раздумывая. Кто готов выполнить сверхзадачу, даже если она ему не по зубам. Например, если надо, встанет в ворота вместо голкипера и поймает на себя летящую шайбу. Моральные качества имеют особое значение еще и в свете последних результатов сборной России на Олимпиаде в Сочи.

Я ни в коем случае не хочу бросить камень в сторону предыдущего руководства команды. Просто констатирую факт, сквозь какую призму рассматривается наш результат на чемпионате мира.

— Получается, в нынешней команде личные качества важнее хоккейных?
— Так и есть. Были игроки, физически и технически более сильные чем те, кто в итоге попал в состав. Однако они не подходили нам по характеру. Знаете, в классе может быть десять отличников и двадцать хорошистов — и ничего не получится. А можно иметь двадцать пять хорошистов и пять двоечников — и добиться результата. Двоечники, они ведь иногда тоже очень нужны. Поверьте, мы со Знарком тоже не на «отлично» учились в школе.

«Если бы кто-то смеялся над возложением венков, его бы здесь не было»

— Говорят, что тех, кто не оправдал доверие, в «Динамо» второй раз не позовут. В сборной действует тот же принцип?
— Абсолютно.

— Значит ли это, что вы поставили крест на лучшем бомбардире страны Сергее Мозякине, отказавшемся от выступления за сборную?
— Не готов пока ответить.

Хотя, скорее всего, вы правы. Лично я поставил бы вопрос именно так. Но если тренеры придут с тем, что Мозякин им нужен, что без него никак, готов буду наступить себе на горло.

— То же самое касается и вратаря Василия Кошечкина, также отказавшегося от поездки на чемпионат мира?
— Нет, Кошечкин — совсем другая история. Он с самого начала сказал, что не сможет поехать. Поступил прямо и честно, еще во время финала Континентальной лиги. К нему никаких претензий нет.

— С приходом вашего штаба в сборную вернулись воспитательно-патриотические мероприятия — поход на могилу Харламова перед отъездом на чемпионат или возложение цветов 9 Мая уже здесь, в Минске.
— В последние годы все это было растеряно. Мы сейчас командой смотрим старые фильмы, так некоторые мальчишки отдельные эпизоды просто не понимают. Люди не знают, что было в их стране в 80-е, даже в 90-е годы! Им никто ничего не рассказывал, они просто оторвались от своих собственных корней.

Любовь Родины к ним, а их — к Родине, этот симбиоз отсутствовал напрочь. Эти ребята уехали в Америку, говорят на английском и разговорном русском. А вот пишут на русском уже с ошибками.

Сейчас все говорят: экономика, деньги... Журналисты подсчитывают, сколько получает нынешнее поколение хоккеистов. Я вам скажу честно: до сих пор ни один из членов сборной не заикнулся про премии. Ни игроки, ни обслуживающий персонал ни разу не спросили о цифрах прописью. Ни разу! В этой команде нет экономики. У нее другие движущие мотивы.

— Не боялись, как команда воспримет вашу воспитательную работу? Не будет ли передергивания плечами: мол, зачем это нам?
— Не боялся. Для этого нужно смотреть в глаза ребятам и немного разбираться в психологии. Если бы у кого-то возложение цветов к могиле советского солдата в Минске вызывало пренебрежительный смех, он бы никогда не оказался здесь. Потому что еще в Новогорске проходила проверка на спортивную и человеческую «вшивость». Не в грубом, а в правильном смысле этого слова. Мы на каждого смотрели, с каждым разговаривали — чего хочет, что любит, к чему стремится. В итоге отобрали действительно достойных.

«Мы со Знарком уже били шведов, ключевое слово — «били»

— Правда ли, что с Олегом Знарком вы познакомились именно здесь, в Минске — на молодежном чемпионате Европы — 79?
— Наше знакомство состоялось годом ранее. Правда, что мы уже в Минске били шведов. Только было это после окончания чемпионата. Подробности? Они останутся в моем личном архиве.

Ключевое слово здесь — «били», при каких обстоятельствах — неважно. Я тогда приехал поболеть за своего друга Игоря Стельнова, с которым мы учились в одном классе. Впрочем, Олега Знарка к тому времени я тоже мог назвать своим другом.

— В одном из своих интервью вы в красках рассказывали, как «оттягивались» хоккеисты на том турнире. В сборной вашего призыва такое возможно?
— Невозможно. Потому что Сафронов со Знарком проходили все это на собственном опыте и не дадут повторить собственных ошибок. Скажу честно: оглядываясь назад, отношение к своему здоровью я бы поменял... Расслабиться игроки, конечно, могут, но это будет им очень дорого стоить. Речь даже не о месте в составе, а об уважении. Не могу сказать, что эти ребята нам как дети, разница в возрасте не позволяет это сделать. Как младшие братья — так будет точнее.

— Олег Знарок известен своим жестким, вспыльчивым и закрытым характером. Вы кажетесь полной противоположностью. Как удается работать вместе?
— Двум похожим людям, наоборот, сложнее делать одно дело. Притягиваются плюс и минус, два одинаковых знака жизнь разводит. К тому же Олег Валерьевич не такой закрытый, как кажется на первый взгляд. Просто он очень долго подпускает людей к себе. Медленно запрягает, но быстро едет.

— Вам часто приходится вести обмен мнениями на повышенных тонах?
— Разговор на повышенных тонах ничего еще не доказывает.

Можно поорать друг на друга и разойтись, так даже вкуснее. Бывает, люди говорят обычным голосом, а выходит еще больнее. Когда человек шипит — вот это показатель эмоций.

— В своей первой, доспортивной жизни вы были успешным бизнесменом. Какой опыт оказался самым полезным на нынешнем этапе?
— Я привык забраться на вершину, поставить там флаг, а потом решать, куда идти дальше. Но забраться и поставить флаг — обязательно. У меня есть фотография, сделанная после того, как ХК МВД в решающем седьмом матче проиграл финальную серию Кубка Гагарина «Ак Барсу». Нам вручают серебряные медали, все радуются, а я плачу. Мне говорили: «Да ты что, для клуба это такое достижение!» А я отвечал: «Такое может больше не повториться». К чему это? Всегда нужно стремиться не к среднему, а к максимальному результату.

«Газета.Ru» провела текстовую онлайн-трансляцию матча между сборными России и Швеции на чемпионате мира по хоккею.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата мира по хоккею 2014 года.

Новости и материалы
В компании Ворошилова заявили, что турниры по «Что? Где? Когда?» от IAIS — незаконные
Путин поддержал идею проведения Года Есенина в России
Автоюрист рассказал, во сколько обойдется драка на дороге
На Урале выброшенный хозяином с высоты кот упал на капот машины, но выжил
Путин пошутил о русском мате
«Спартак» и «Ростов» объявили составы на матч Кубка России
Путин рассказал, за что РФ борется в зоне СВО
Истасамка вышла на связь после пожара в квартире: «Благодарна богу, что вышла живая»
Крымчанин надругался над 11-летней девочкой
В России оштрафовали Apple на 3,6 миллиона рублей
Появились подробности о первой дешевой раскладушке Samsung
Путин раскритиковал представителей элит за употребление в речи матерных слов
Двух воронежских налоговиков задержали по подозрению в получении полумиллионной взятки
У замсекретаря реготделения «Единой России» провели обыски из-за подозрения в хищениях
Соратник Трампа проголосовал и предрек «золотой век процветания» в случае победы
Фуру со 110 кг экстази остановили в российском регионе
Российская гимнастка показала фигуру в мини-бикини
В Минобороны РФ рассказали, зачем ВСУ атаковали Запорожскую АЭС
Все новости