На 3-й Песчаной улице, где строят новый стадион ЦСКА, работы идут полным ходом: снуют рабочие, практически безостановочно заезжают и выезжают тяжелые «КамАЗы». Процесс, что называется, в разгаре. Контуры арены уже хорошо видны, хотя место, на котором будет располагаться футбольное поле, пока занято металлоконструкциями будущей кровли.
Однако Южная и Западная трибуны уже практически возведены. На них сооружены места для VIP-гостей, так называемые бизнес-ложи, ложа прессы, раздевалки спортсменов и выход на поле для команд.
О ходе и специфике работ рассказали начальник Управления по надзору за уникальными зданиями и сооружениями Мосгосстройнадзора Алексей Курбатов, а также заместитель генерального директора ЗАО «ПФК ЦСКА» по строительству Владимир Судариков.
— Каковы сроки окончания строительства? — вопрос Алексею Курбатову.
— Согласно выданному разрешению на строительство и проектной документации, срок окончания датировался 2017 годом. Но у инвестора есть внутренние договорные обязательства с подрядной организацией, согласно которым сроки возведения стадиона были сокращены. Завершение работ ожидается в 2015 году.
Сейчас прорабатываются окончательные графики, и очень скоро они будут окончательно утверждены. Примерно тогда же будет определен срок проведения первого матча.
— Подрядчик — ООО ПСП «Фарман» — пообещал нам ускорить темпы строительства, — пояснил Владимир Судариков. — Для этого мы прошли экспертизу и пересогласовали проект. Подрядчик готов запустить спортивную часть стадиона к лету 2015 года.
— Но здесь есть свои тонкости, — продолжил Курбатов, — надо учитывать интересное архитектурное решение стадиона, которое включает в себя помимо спортивной также гостинично-офисную часть на юго-западном участке арены. Здесь будет строиться высотное здание в 38 этажей офисной и административной направленности.
— Изначально арену планировалось сдать в 2017 году, однако сейчас вы назвали дату — лето 2015-го. Расскажите подробнее, за счет чего удалось ускорить темпы строительства?
— В 2013 году были изменены конструктивные решения и произведен переход с монолитного железобетона на монолитно-сборный железобетон. То есть на объект приходят детали заводской готовности, которые монтируются, а раньше эти вещи планировалось выполнять непосредственно на строительстве.
— Что будет размещено внутри арены помимо футбольной составляющей? – вопрос Сударикову.
— Здесь будут также размещаться спортивная школа, большой клубный музей, небольшая гостиница на 30 номеров для встречающихся команд, ресторан, кафе, бары, сувенирный магазин, медицинский центр и порядка 130 бизнес-лож. Также на небольшом участке земли возведем четырехэтажную автостоянку на 750 парковочных мест, а 650 мест придутся на подземную парковку под самим стадионом, то есть два этажа. Автостоянка будет связана со стадионом пешеходной галереей до уровня второго этажа. Если говорить конкретно по зонам, то рестораны будут размещаться на Северной трибуне, на Восточной — медицинский центр, службы безопасности и милиция.
На Юге — детская спортшкола и музей. А Западная трибуна отдается под пресс-службу, пресс-центр, раздевалки, тренерские, судейские. А общая вместимость стадиона составит 30 тыс. мест.
Говоря о вместимости арены, стоит обратиться к статистике. Согласно подсчетам, средняя посещаемость ЦСКА — 380 тыс. за сезон, именно поэтому стадион решили строить на 30 тыс. мест. Кроме того, арена не будет задействована для проведения матчей чемпионата мира – 2018, а предположительно станет использоваться как тренировочное поле сборных, которые будут проводить свои матчи на московских аренах.
— Известно, что долгое время работы на этом объекте не велись. Когда они возобновились?
— Работы были приостановлены в 2009 году, — рассказал Курбатов. — Но объемы работ до той поры были проделаны незначительные. Активная фаза строительства возобновилась в марте 2013 года.
Отметим, что в настоящее время активно ведутся монолитные работы на высотном здании Юго-Западной трибуны, на корпусах Западной и Южной трибун, а также на Юго-Восточном комплексе. Запустился в разработку и котлован под Северную трибуну.
Тем временем застройщики уже определились с газоном. Он будет натуральным. В скором времени планируется проведение тендера для фирм, занимающихся укладкой полей. При этом активно рассматриваются различные варианты, в том числе с применением пластиковой сетки, которая дает возможность корневой системе лучше восстанавливаться.
Владимир Судариков рассказал о схеме подъездов к новому стадиону.
— Мы будем делать карманы, — заметил он. — То есть в проект входит и расширение дорожной части. Это касается 3-й Песчаной улицы и проезда Березовой Рощи. Для болельщиков будут предусмотрены северная входная группа и южная входная группа. Что касается метро: четыре станции находятся в радиусе 1,5–2 км от стадиона: три существующие («Полежаевская», «Сокол» и «Аэропорт») и станция «Ходынское поле», которая откроется в 2015 году.
— Невозможно не затронуть и тему финансирования. Расскажите, какие суммы фигурируют в проекте?
— Максимальный бюджет составит 14 млрд руб. Это с выкупом земли, которая теперь у нас в собственности, с инженерными сетями, тепломагистралью. 250 млн руб. мы потратили только на то, чтобы вынести теплотрассу. Сейчас стадион строится на кредитные деньги. Мы заключили кредитный договор с Внешэкономбанком. Клуб ЦСКА с этим банком совместно финансирует строительство.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата России по футболу.